Память о войне: это нужно не мертвым, это нужно живым

В 60-е годы Роберт Рождественский написал по своему пророческие строки — «Это нужно не мертвым, это нужно живым». И в этом неумолимая логика «праздника, со слезами на глазах». Погибших не вернуть, тех ветеранов, что уже ушли от нас — тоже не вернуть. Но до сих пор, среди ныне живущих, сама суть этого праздника пробуждает глубинные чувства, затрагивающие само естество человека.
Дело в том, что по мере того, как Победа уходит в прошлое и все меньшее ее свидетелей и творцов, она приобретает некое сакральное значение, представляя для новых поколений своеобразный миф в ореоле святости.

Это
собенно рельефно заметно на фоне тотального поругания отечественной истории. Победу так же пытались развенчать в коллективном сознании, разрушив этот миф, заменив его грубо сделанной чернухой. Этот момент в свое время четко отметил Кара-Мурза, сравнив Победу с одиноким обелиском в пустыне беспамятства. В наше время поруганных символов и идеологической пустоты, когда власть придержащие не могут обосновать смыслов бытия, скрепляющих нас в народ, Победа является по сути системой незримых скреп, которые до сих пор нас соединяют, даже когда безжалостная реальность разорвала тело некогда единого народа на куски.

И для большинства граждан бывшей «красной империи», абсолютный смысл Победы как высшей точки нашего подлинного величия сомнению не подлежит и именно поэтому нет сейчас праздника более народного и массового, с которым вынуждены считаться даже те, кто отчаянно хотел бы вымарать его из народной памяти. И поэтому этот праздник так отчаянно нужен нынешним поколениям, которые через его призму лелеют надежду на то, что мы вновь сможем достигать чего-то по настоящему великого, того, о чем можно будет писать с большом буквы. После оплевания всего и вся, Победа являет собой пудовый якорь, который удерживает потрескавшееся коллективное сознание народа от окончательного распада на куски. Она является лакмусовой бумажкой, идентификатором — «свой/чужой». По отношению к Победе, можно безошибочно выявить, кто перед тобой — человек или Иван не помнящий родства. Говорят, пройдет время и Победу забудут, как забыли другие войны. Эти люди не понимают, что тяжесть исторического груза потери 26млн. жизней, которые мы заплатили за то, чтобы выжить как народ, нельзя вычеркнуть, нельзя забыть. Хотим мы этого или не хотим. Именно поэтому, наша история, даже после развала СССР в XX веке подразделяется на «до войны» и «после войны». Великая Отечественная Война оставила в коллективном сознании нашего народа страшную травму, рубцы от которой даже заживая по прошествии времени, все равно являются тем напоминанием, которое не исчезнет, даже когда уйдет последний ветеран. И чем меньше будет ветеранов, тем больше будет тяга наших с вами современников к этому празднику, потому что полученная травма, передается из поколения в поколение. Вы это можете видеть на радостных лицах наших современников, которые приобщаются к этому празднику в разных городах, в редких моментах подлинного народного единения.

Пускай многие из молодых плохо знают историю и не имеют понятия о том, что это была за война, в чем была ее суть, пускай кто-то приходит на этот праздник «просто поглазеть» или «хорошо провести время» — такие люди есть. Но не они определяют существо Дня Победы. Сегодня, довелось пройтись в колонне на Параде Победы в Севастополе. Видеть лица людей в колонне, видеть лица людей на улицах. Они были разные, но большинство — счастливые. Казалось бы, ну какое дело какой-нибудь 16-летней девочке до далекой войны, когда миллионы ложились в землю, чтобы у нее был шанс жить. В наше подлое время, на это можно было бы закрыть глаза, сказать «это было давно и не правда». Однако, она кричит «С праздником Победы», «С днем Победы!» Скажете «обрядовость и «по приколу»? Все кричат и ну ка я давай тоже с ними покричу? Феномен толпы? Есть и такие, это глупо отрицать, для кого-то День Победы это «еще один повод потусить». Но просто всмотритесь в лица, вы легко увидите, кто «так за компанию», а кто всерьез пришел прикоснутся к сакральной памяти нашего народа. И те, кто всерьез расценивает День Победы, приходят на праздник «не потусить», в этом проявляется своеобразная потребность, в чем то ритуальная, но все же потребность. Праздник им нужен, потому что парады, техника, ветераны, огромные массы людей — дарят чувство сопричастности к чему-то подлинному, по настоящему великому. И вполне естественно, при отсутствие великого в настоящем, люди ищут это великое в прошлом. Люди находят его в той страшной войне, в которой когда-то победили их предки. И именно поэтому слова Рождественского обрели пророческий смысл.

И поэтому, пока в настоящем не появится Великих смыслов сопоставимых с теми, ради которых сражались и умирали наши предки, ничто не сможет поколебать первостепенного значения Дня Победы для ныне живущих поколений. Касательно же разного рода человеческой плесени, которая брюзжит в интернете по поводу Победы, гадливо топчет красный флаг, однообразно повторяет мантры про то, что не стоит его праздновать, что все настоящие ветераны умерли, а это праздник палачей и вертухаев, стоит сказать следующее — Победа пережила страшный слом народного сознания в 80-90е и нынешние потуги этих навозных червей поколебать ее значение и смысл — уже не в силах. Не по сеньке шапка, навалять кучу идеологических фекалий у подножья монумента — это они могут, повалить — нет. Потому что все больше ныне живущих понимает, что праздник нужен не мертвым, он нужен живым. То есть нам с вами.

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно — не мертвым!
Это нужно живым… С праздником товарищи, с Днем Великой Победы!