Бин Ладен: человек, не ставший иконой

Великие негодяи истории, как правило, оставляют соответствующий след в культуре, особенно в популярной культуре. Об Усаме бин Ладене этого сказать нельзя. Возможно, что-то изменит его смерть, но пока не похоже, что лидер Аль-Каиды оставил в мировом искусстве какой-то существенный след.

Хотя, по-моему, все предпосылки у него для этого были: выразительное, легко запоминающееся лицо с большими глазами под характерным тюрбаном. Тайна человека, которому удается скрыться, его нет нигде, значит, он может быть всюду. Время от времени он дает о себе знать. Своего рода каноническое лицо, стоявшее за своего рода каноническим преступлением. Пожалуй, нет образа, который бы в сознание современников врезался глубже, чем самолеты, вонзающиеся в башни WTC. Не только из-за ужаса. Это как высшее проявлением темного и жестокого воображения, сюрреализм и в то же время ужасающее проявление рока.

Немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен вскоре после 11-го сентября говорил о теракте как о «выдающемся произведении искусства всего космоса», позже он уточнил – «выдающееся произведение искусства Люцифера». С учетом контекста, конечно, это было опрометчивое высказывание, но можно понять, что композитор хотел выразить словами страшное и уродливое величие организованного бин Ладеном поступка. Возможно потому, что Усама бин Ладен был созданием высшим и своего рода однозначным, многим людям не требовалось его как-то дальше преобразовывать, доделывать – а можно ли было к нему еще что-то добавить?

В любом случае многие и не пытались этого делать. Авторы спорящего с традициями мультсериала South Park заставили бин Ладена соблазнять верблюда (бутылкой вина и изощренной французской речью). Его лицо мелькнуло и в «Симпсонах», где к тому же появляется и его тезка – хороший господин бин Ладен, эксперт по взрывам и отец друга Барта. Документалист Морган Спарлок (Morgan Spurlock) в сатирическом фильме стал выслеживать Усаму. Иногда бин Ладен появлялся как эпизодический герой в комедийных сериалах. В игровом кино – практически ничего.

Это может быть связано с критическим отношением к борьбе с терроризмом, преобладающим в Голливуде, и требованием показывать героев с «другой стороны», которым можно как-то сопереживать. И, возможно, здесь свою роль сыграли и обычные страхи — этот загадочный мужчина, который мог так долго скрываться, наверное, смог бы и найти нас. И не дразнить его – надежнее всего.