Они не ездят по нашим дорогам

Почти два летних месяца я путешествовал на машине. Проехал более 17 тыс. километров по 22-м областям России, через Украину и Молдову добрался до границы с Евросоюзом. Затем колесил по 12 европейским странам.

И вот, вернувшись в родные сибирские края, я резко ощутил контраст качества дорог, которые ведут в мой малый городок Тару, что в 300 км от Омска. К сожалению, в Омской области дороги оказались хуже всех, преодоленных мною ранее российских автосрадах, не говоря уже о европейских.

По делам мне часто приходится мотаться в Омск. Иногда по 4 раза в неделю. И многие жители Тары вынуждены часто ездить в областной центр, чтобы выправить какие-то бумаги, с отчетами, за согласованиями, на совещания по своим производственным делам, на прием к врачам в специализированные больницы, на учебу, за покупками и.т.д.

От дороги зависит жизнь немалого числа людей. Я даже думаю, что в наш век движения дорога становится чуть ли не вторым домом для человека. А хорошая дорога нужна и по пути к основному твоему дому, в детский сад, школу, больницу.

Все это влияет на настроение людей, привлекательность того или иного поселка или города, предопределяет поиск места работы и вообще жизненный выбор. А расхожая присказка о двух российских бедах – дураках и дорогах – не становится менее актуальной.

Реже всего сейчас нашей дорогой от Омска до Тары, трассой областного значения, кажется, пользуется омский губернатор. В конце 90-х он приезжал сюда на машине, а в последние годы предпочитает вертолет. Народ грустно шутит по этому поводу. Мол, не ездит высокий чин по этой дороге, вот и становится она хуже год от года.

Поездка в дальнюю дорогу у нас всегда похожа на испытание с неизвестным финалом. 300 км стресса, постоянного напряжения за рулем – как бы не угодить в очередную яму, не съехать в кювет, не потерять колесо после очередной выбоины, похожей на пропасть.

И недаром вдоль трассы стоят кресты и висят траурные венки. По обочинам – пострадавшие с домкратами и ключами, меняющие угробленные диски и покрышки на запасные колеса. В кюветах — перевернутые машины. Родители, отправляя студентов в Омск, больше всего переживают именно за переезд – доедет или нет ребенок до города без приключений…

Ежегодно на этой трассе гибнут люди. Полгода назад машина редакции, где я работаю, тоже попала в аварию. Один журналист, Сергей Исаев, погиб, другие получили травмы.

Кричащим и безнадежным одновременно наше бездорожье становится в осеннюю пору. В городе Таре все неасфальтированные дороги превращаются в грязное месиво.

Однако жизнь не останавливается, люди вынуждены здесь жить, передвигаться и вообще – на что-то еще надеяться.

Деревенским жителям нашей сибирской глубинки и вовсе не позавидуешь. Им часто нужно ездить в районный центр — в Тару – за теми же бумагами, хлопотать по пенсионным делам, каким-то льготам, субсидиям. Рейсовые автобусы в распутицу не ходят, ведь в районе минимум дорог, покрытых асфальтом – только до ближних сел. Поэтому, например, жители села Литковка ездят в город на молоковозе.

Когда у нас улучшатся дороги? Вопрос риторический. О них говорят постоянно, особенно перед очередными выборами, причем всегда в будущем времени – «будет», «запланировано», «построим»… И сейчас нам что-то обещают. Причем первыми в списках правящей партии как раз находятся чины, которые обещают больше всего, но не ездят по нашим дорогам.

Р.S.

От себя добавлю (alex_p_b47).

Еще в конце 90-х годов сотрудниками Омского Государственного технического университета и Тюменской Государственной архитектурной академии был предложен и успешно на опытном участке дороги апробирован способ эксплуатации дороги, который позволяет продлить срок ее службы в 1,3 — 1,5 раза. Результаты экспериментов подтверждены не только в России, но и Транспортной лабораторией Великобритании, проведившей одновременно независимые аналогичные исследования . В нашей стране этот способ повышения работоспособности дороги защищен двумя патентами РФ.

Несмотря на неоднократные обращения авторов изобретений в администрации Омской и Тюменской областей, новая технология не внедряется на областрных дорогах, хотя ожидаемый эффект от ее внедрения — до 200-400 тыс. рублей на одном километре в год!!! Только в минувшем году (наконец!!!) на городских дорогах г. Тюмени впервые начали применять новую технологию, и сразу получили десятки миллионов рублей экономии и улучшение качества дорог. Когда начнется внедрение на областных дорогах — неизвестно, и начнется ли вообще?

Кроме того, наше российское законодательство устроено таким образом, что ни вузы, разработавшие новую техноллгию, ни ее конкретные авторы не могут получить никакого вознаграждения за результаты внедрения.

И еще — одна из причин (возможно — главная), почему сами дорожники не хотят внедрять новую технологию, связана с тем, что хоть и материальных затрат на вредрение почти нет (в этом огромный плюс технологии), но «поиметь в карман» с нее нечего! Мало того, если дорога живет гораздо дольше, то и не ее ремонт денег надо меньше, стало быть — и «отщипуть» не с чего! Чем хуже дороги, чем больше денег нужно на их ремонт, объем которого высасывается из пальца, тем легче и сытнее живется дорожникам!!!