Судимым и больным могут позволить усыновлять детей

Рабочая группа экспертов и депутатов изучает возможность смягчения требований к потенциальным усыновителям, имеющим судимость и проблемы со здоровьем.

Рабочая группа во главе с вице-спикером Госдумы Сергеем Неверовым и первым заместителем председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольгой Баталиной разрабатывает поправки, которые значительно снизят требования к потенциальным усыновителям, опекунам и попечителям.

Сегодня, согласно действующему законодательству, усыновителями могут стать любые совершеннолетние граждане за исключением тех, кто были признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, имеющих судимость, отстраненных от обязанностей опекуна решением суда, не имеющих нужного уровня дохода, а также лиц, имеющих проблемы со здоровьем.

Депутаты предлагают пересмотреть нормы Семейного кодекса, Закона об опеке и попечительстве, а также Уголовного кодекса РФ для расширения возможности усыновления, несмотря на болезнь или судимость.

— Мы обсуждали ограничения, которые есть на сегодня. Сейчас предстоит всё взвесить и рассмотреть, чтобы понять, какие изменения можно внести в требования к усыновителям. Пока работа проходит в режиме «домашнего задания»: экспертов попросили проанализировать, по каким статьям можно будет сделать поблажки, а какие изменения не пройдут, — сообщила «Известиям» Ольга Баталина.

Предполагается, что основное внимание рабочей группы будет уделено поправке, внесенной в Семейный кодекс РФ еще в 2010 году: она гласит, что лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, здоровья населения и общественной безопасности, не имеют право быть усыновителями. Ограничения по усыновлению по некоторым статьям депутаты обещают снять. Дополнительно эксперты отметили раздел преступлений «против общественной безопасности», точнее, заведомо ложные сообщения о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей. Судимые по этим статьям также не могут взять на воспитание сирот. Поправки в случае их принятия позволят им это сделать.

Кроме того, согласно действующему законодательству, усыновителем, к примеру, не сможет стать человек, имеющий I или II группу инвалидности, а также лица с пороком сердца или больные сахарным диабетом; сюда же относятся онкологические больные, которые прошли лечение, но по закону сохранили свой статус.

Глава юридической группы «Селютин и партнеры» Александр Селютин считает, что законодательные акты, касающиеся возможности усыновления детей, необходимо оставить в текущем варианте.

— Как юрист я считаю, что расширение действующих нормативов по требованиям к будущим усыновителям или опекунам не требуется. Действующие нормативы вполне оправданны. На эту ситуацию не нужно смотреть с точки зрения усыновителей — надо помнить о защите прав детей и думать об их интересах, — говорит Селютин.

Николай Слабжанин, исполнительный директор российского представительства одной из крупнейших международных благотворительных организаций по поддержке детей-сирот «Детские деревни-SOS», считает, что поблажки в возможности усыновления и восстановления прав на ребенка нужны, но каждый случай требует отдельного рассмотрения.

— Когда человек осужден, его либо ограничивают в родительских правах, либо лишают их. Я — сторонник индивидуального подхода. Если человек совершил преступление в молодости по неосторожности или глупости, то почему он не может в будущем усыновить ребенка? На мой взгляд, в таких случаях человек должен пройти испытательный срок, показать, что уже стал на путь исправления и готов нести такую ответственность. Но для этого с ними нужно работать, — говорит Слабжанин.

По статистике, предоставленной исполнительным директором организации «Детские деревни-SOS», за 2011 год были лишены родительских прав около 51 тыс. родителей (из них права восстановили порядка 2,3 тыс.), около 6,6 тыс. родителей были ограничены в правах (восстановились порядка 1 тыс.).

Минобрнауки уже продумало вопрос отбора или восстановления статуса приемных родителей и в этом году собирается запустить программу обязательного психологического тестирования. На первом этапе (интервью) отсеиваются кандидаты, не подходящие явно. Следующий этап выявляет психопатологии и аддикции (алкоголизм, наркомания, склонность к насилию и т.д.). На третьем этапе проходит общая оценка социально-психологического состояния и выявление сильных сторон у кандидата и семьи в целом. Последний, четвертый, этап, по сути, является подбором определенной семьи для определенного ребенка.