В Ирландии и Британии в бургерах из говядины нашли конину

В середине января в Великобритании и Ирландии разгорелся скандал с бургерами из говядины, в которых была обнаружена ДНК лошадей. Регуляторы начали выяснять, как такое могло произойти, а крупнейшие сети супермаркетов стали в массовом порядке изымать из продажи сомнительные котлеты. Недовольные потребители, с одной стороны, принялись критиковать власти за случившееся, а с другой — вдоволь поиздевались в соцсетях над ритейлерами.

Чье мясо

Началом «бургерного» скандала можно считать официальное сообщение ирландского ведомства, следящего за качеством продуктов питания (Food Safety Authority of Ireland, FSAI), опубликованное 15 января. FSAI отчиталось о результатах проверки 27 образцов замороженных бургеров, 19 образцов салями и 31 образца других видов мясных продуктов, которые продавались в сетевых магазинах Ирландии и частично — Великобритании.

Выяснилось, что в десяти из исследованных образцов бургеров (предположительно, состоящих целиком из говядины) присутствуют следы ДНК лошадей, в 23 образцах — ДНК свиней. В одном из образцов, взятом из магазина Tesco — крупнейшей британской сети супермаркетов — содержание конины в мясе составило 29 процентов. Свиная ДНК была также обнаружена в 21 образце других мясных продуктов, в том числе пирогах и лазанье. Во всех проверенных образцах салями лошадиной ДНК не нашлось.

Присутствие ДНК свиней в продуктах из говядины, видимо, обеспокоило FSAI не так сильно, как наличие в них лошадиной ДНК. Во всяком случае в своем пресс-релизе ведомство особо заострило внимание исключительно на конине. По данным FSAI, производителями «говяжьих» бургеров со следами конины оказались два завода в Ирландии — Liffey Meats и Silvercrest Foods, а также один в Великобритании — Dalepak Hambleton. Их продукция продавалась в сетях Tesco и Iceland в Великобритании и в ирландских магазинах сетей Lidl, Aldi и Dunnes Stores.

Как подчеркивалось в сообщении FSAI, наличие в мясных продуктах ДНК лошадей и свиней не представляет угрозы для здоровья потребителей. Однако ведомство выразило озабоченность ситуацией в целом и пообещало совместно с британскими коллегами выяснить, как лошадиная ДНК оказалась в бургерах.

Паника

Почти сразу же после сообщения FSAI в британских и ирландских СМИ началась форменная паника из-за «конских» бургеров; на первый план вышли публикации, где говорилось о нарушении продовольственной безопасности, потере доверия к крупным ритейлерам и «шокированных потребителях». Вспомнили газеты и о «коровьем бешенстве».

16 января «крайнюю обеспокоенность» ситуацией выразил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Выступая в парламенте, он призвал как можно быстрее провести серьезное расследование ситуации и обнаружить виновников попадания конины в бургеры. Министр сельского хозяйства Ирландии Саймон Ковени (Simon Coveney), в свою очередь, заявил, что анализ сырья, поставленного на местные заводы неназванной европейской страной, подтвердил наличие в нем ДНК лошадей. Ранее, как передавало Agence France-Presse, Ковени заявлял, что источником сырья являются Испания и Нидерланды, однако эта версия пока не получила официального подтверждения. Министр добавил, что виновником появления лошадиной ДНК мог стать порошковый протеин, который иногда добавляют в бургеры, и подчеркнул, что проверка поставок со стороны ирландских производителей мяса дала отрицательный результат.

Сети супермаркетов, и в первую очередь Tesco, сразу же объявили, что изъяли подозрительные мясные продукты из продажи. Только за среду, 16 января, из магазинов в Ирландии и Великобритании было отозвано 10 миллионов бургеров. «Из предосторожности» отказались от продажи замороженных мясных котлет сети супермаркетов Asda, Sainsbury’s, Co-op и Waitrose, к скандалу вроде бы непричастные.

Та же самая «предосторожность» стоила контракта с сетью ресторанов фаст-фуда Burger King ирландскому заводу Silvercrest Foods. 18 января предприятие приостановило работу до завершения расследования властей, а руководство завода указало, что конина в продукты из говядины попала, скорее всего, по вине поставщика на континенте. Однако Burger King, ежегодно продающий в Великобритании около 60 миллионов бургеров, все же решил сменить поставщика на британском и ирландском рынках.

Дай мне повод

В СМИ восприняли решение Burger King как очередной знак властям поторопиться и выяснить наконец, как и почему конина оказалась в бургерах, посчитав, что промедление негативно скажется как на производителях мяса, так и на ритейлерах. К примеру, газета The Sun уже поглумилась над сетью, напечатав статью про отказ Burger King от поставок Silvercrest под заголовком «Shergar King». Таким образом издание намекнуло на известного победителя скачек, ирландского жеребца Шергара, похищенного неизвестными в 1983 году и так и не найденного. В Сети, конечно, шутку сразу же проиллюстрировали.

Скандал с бургерами вызвал волну шуток (не всегда смешных) и в социальных сетях. В Twitter быстро набрали популярность хэштеги #horseburger и #horseburgergate, а газета The Guardian даже сделала подборку худших и лучших шуток на волнующую многих тему. Аналогичный список опубликовал и Forbes.

Основной мишенью шутников стала, конечно, сеть Tesco. Пользователи призывали, в частности, проверить вегетарианские бургеры Tesco на наличие в них мяса единорога и делились «шокирующей новостью» о том, что в котлетах Tescо было найдено настоящее мясо. Особый ажиотаж в сетях вызвал онлайн-диалог одного из шутников с представителем Tesco. Потребитель осведомился, не продается ли в магазинах сети ром Red Rum (намекнув на мерина с аналогичной кличкой, несколько раз побеждавшего на скачках Grand National), но в Tesco шутку не поняли.

В ряде изданий, однако, смешного в «конском» скандале видят мало и винят во всем сложные экономические условия, в которых производители изыскивают способы снизить себестоимость продукции. Конина стоит в 3-4 раза дешевле говядины, цены на которую с 2006 года выросли в стране в два раза — до четырех фунтов за килограмм.

С континента, впрочем, всебританский скандал вообще выглядит немного надуманным: в конце концов, конина — это тоже вкусно.