Свобода выбора капитала

Свобода выбора капитала История бегства от налоговых поборов со сменой гражданства

Парижанка Донаcьен Грэм Бейтс рассуждает о поступке актера Жерара Депардье, сменившего гражданство с французского на российское.

История бегства от налоговых поборов в другие страны началась отнюдь не вчера. Особенно во Франции, где налоги неуклонно растут в течение последних тридцати лет.

Поэтому когда мои русские знакомые удивляются поступком моего уже бывшего соотечественника актера Жерара Депардье, сменившего гражданство, я, в свою очередь, начинаю недоумевать. Достаточно внимательно посмотреть, что происходит в нашей стране — особенно после смены президента — чтобы понять и логику, и причины этого поступка. Страна, при всей своей, казалось бы, буржуазности уверенно встала на рельсы, ведущие к «светлому социализму». Однако оплачивать этот «пир социального равноправия» должны далеко не все граждане страны, а почему-то только те, у кого действительно есть деньги.

Французский актер и режиссер Жерар Депардье далеко не первый, и, думаю, не последний, кто решил сменить гражданство, просто чтобы не переплачивать и не оплачивать чужие политические инициативы. Остальные смельчаки просто не так известны русской публике, чтобы их выступления, даже обнародованные у вас, стали предметом общественных дискуссий.

Месье Депардье известен, популярен — и богат. Наверное, поэтому ему (как, впрочем, и многим другим состоявшимся в жизни гражданам) вменяется в обязанность отдать около 75% своего дохода стране, которая выбрала такую налоговую политику, ни разу не спросив, насколько она будет удобна тем, кто должен платить.

В конце концов, Депардье решается на поступок. Детонатором послужили его оскорбления в адрес премьер-министра Франсуа Оланда и других политиков вкупе с журналистами в неслыханных должностных злоупотреблениях. Будучи мастером своего дела, он все обставляет с присущей ему эксцентричностью. Но не будем забывать, что это как раз то, что и приносит ему деньги. Ведь он все-таки всемирно известный актер.

А почему, собственно, он не имел права так поступить? Депардье свободен в своем выборе и личных обязательствах. Он действовал решительно — и он думает о будущем. Почему, снимаясь минимум в двух фильмах ежегодно и получая за свою работу 2-3 миллиона евро, он должен отдавать, а лучше было бы сказать — терять — 2/3 своего дохода?

Жерар Депардье устал послушно открывать кошелек и позволять водить себя за нос, быть участником фарса. Такова реальность несправедливой и грабительской системы

Вопросы риторические. Однако куда интереснее ему, да и другим обеспеченным французам (и мне, например) было бы узнать, куда идут наши деньги.
«Левые» и «правые» правительства, сменявшие друг друга последнее десятилетие, так и не смогли ничего сделать ни для сокращения расходов государства, ни для отмены налогов и сборов на национальном или региональном уровнях.

В результате для «среднего класса» налоговая нагрузка давно стала избыточной, а для тех, чьи профессиональные успехи привели к значительному росту личного состояния, так и вовсе грабительской. Между тем средний француз, чьи финансовые ресурсы истощены до предела, понятия не имеет о том, на какие нужды идут фискальные доходы государства. Которое, кстати, даже не в состоянии их посчитать.

Сегодняшнюю ситуацию, когда речь заходит уже о прямом изъятии чуть ли не 85% дохода (вопрос о повышении налога, правда, временно приостановлен), не совсем верно было бы назвать невыносимой. Потому что это уже прямое покушение на свободу граждан. Так что, не стоит искать во Французской республике проявлений принципа свободы, равенства и братства. Неудивительно, что те, кто также сумел заработать свои миллионы своим горбом, не спешат инвестировать их в свою страну. Оставим за скобками, насколько «неприлично» раздуты гонорары спортсменов, шоуменов и актеров по сравнению с французским рабочим классом, о котором так пекутся правители страны в последнее время. У нас по-прежнему сильны голоса недовольных тем, что французские инвесторы стремятся использовать рабочую силу в развивающихся странах, где она на четверть дешевле, чем во Франции, которую ее правительство все еще считает «землей обетованной».

Фундаментальные права и свободы европейца, которые по умолчанию считаются неотъемлемыми, в реальности сейчас весьма относительны. Вместо того, чтобы поощрять успех, наши политики делают все, чтобы его задушить.

Жерар Депардье устал послушно открывать кошелек и позволять водить себя за нос, быть участником фарса. Такова реальность несправедливой и грабительской системы.

Он обратился к Владимиру Путину с просьбой о предоставлении ему российского паспорта. И президент России откликнулся. Сделал он это остроумно и с присущим ему чувством дипломатии. Для обитателя Кремля нет ничего проще. Еще французский философ Монтень заметил, что прекрасно занять подходящее место, особенно если это никого не обижает. Ну и правда, кого наличие российского паспорта у французского актера может обидеть? Даже если он просто спасает свои деньги.