Депутаты предлагают снизить возраст уголовной ответственности

Депутаты предлагают снизить возраст уголовной ответственности до 12 лет.

В недрах Государственной думы зреет идея снизить возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Соответствующий законопроект, скорей всего, будет внесен на рассмотрение депутатов уже в эту весеннюю сессию. В случае одобрения его парламентариями, сажать в тюрьму в России начнут с 12-летнего возраста.

Документ, предполагающий снижение возрастной планки в Уголовном кодексе, подготовлен комитетом ГД по конституционному законодательству и госстроительству. По мнению его разработчиков, ответственность за особо тяжкие преступления должна наступать не с 14 лет, как сегодня, а с 12-и. Также планируется снижение возраста уголовной ответственности за любое преступление, вне зависимости от его тяжести, с нынешних 16 лет до 14-и.

«Последние примеры совершения преступлений 14-летними лицами и лицами, не достигшими 14 лет, говорят о том, что эта тема актуальна», — прокомментировал ИТАР-ТАСС инициативу депутатов член профильного комитета ГД Владимир Поневежский. По его словам, вопрос сейчас прорабатывается: «У нас уже есть статистика, сейчас собираем мнение всех ведомств: это и прокуратура, и Верховный суд, и МВД, и Общественная палата».

Пока, правда, ужесточение УК в отношении несовершеннолетних поддержали только в ведомстве Колокольцева.

Нет единого мнения на этот счет и в экспертной среде.

Адвокат Евгений Черноусов считает, что снижение возраста уголовной ответственности будет иметь большое профилактическое значение:

— Не надо этого бояться. Преступность в последние годы у нас очень помолодела. И если подросток в 12 или 13 лет совершает убийство или изнасилование – он в любом случае преступник. Только сейчас он не несет ответственности, адекватной содеянному, уходит от нее из-за возраста. Это неправильно. Должна быть возможность привлечения и несовершеннолетних к уголовной ответственности, чтобы они понимали, что их ждет в случае совершения тех или иных тяжких преступлений. Думаю, здесь законодатель прочувствовал мнение общества. Я, кстати, напомню, что в Царской России уголовная ответственность наступала уже с десятилетнего возраста – она была, конечно, разная, но тем не менее…Такая же практика сегодня во многих странах мира – в Германии, Швеции, во Франции, в некоторых штатах Америки.

«СП»: — И насколько суровым может быть наказание? Пожизненное, например, допустимо?

— Нет, конечно, о пожизненном речь не идет. Но подход должен быть дифференцированным: если несовершеннолетний убил, он, надо полагать, представляет опасность для общества. В таких случаях это должно быть лишение свободы, возможно, на тот же срок, что и сейчас – 10 лет.

Президент Общественного центра «Судебно-правовая реформа» Рустем Максудов упрекает разработчиков в формальном подходе к проблеме малолетней преступности:

— Снижать возраст – не снижать – это формальные вещи. У нас, к великому сожалению, слишком много вещей делается формально, и начихать на людей, на их страдания. Проблема – огромная. Действительно непонятно: что делать, когда дети, не достигшие возраста уголовной ответственности, совершают что-то страшное? Когда их действия приводят к смерти человека. А ведь это даже преступлением назвать нельзя, поскольку виновный не является субъектом права из-за возраста. По закону с ними работают Комиссии по делам несовершеннолетних (КДС), но у них тоже мало механизмов. Поэтому они тоже часто начинают заниматься тем, что, пытаются защитить ребенка-правонарушителя от «мстительных жертв».

Надо также учитывать, что здесь обе стороны пострадавшие – травма и в семье пострадавшего, и в семье ребенка, который что-то совершил (конечно, если родители там не спились окончательно). Если убил 14-летний, там все понятно: деяние квалифицируется как убийство, суд выносит приговор. А если нет четырнадцати? Непонятно, что делать. Все инструменты, которые у нас есть – это просто издевательство, в том числе и над нашим с вами обыденным житейским сознанием. Потому что если ребенок произвел действия, приведшие к смерти, а его родителей штрафуют на 500 рублей, мы, обыватели, воспринимаем это как издевательство.

«СП»: — Предложение депутатов вам кажется бесполезным? Что делать?

— Думается, это самый простой выход – снизить возрастную планку. Но простота — хуже воровства часто бывает. Вместо того, чтобы разбираться с этой проблемой, понять, как решить ее, предлагают сажать с 12-ти лет. Соответственно, колонии для несовершеннолетних у нас будут пополняться. Люди не останутся без работы, план по заполняемости – выполнен. Палочно-галочная система будет работать хорошо. И все это вместо того, чтобы разбираться с кровоточащей раной.

«СП»: — Как предлагаете разобраться?

— Во-первых, надо понимать, какие направления надо реформировать в комиссиях по делам несовершеннолетних. Если мы предполагаем, что к детям нужно относиться не так, как к взрослому, значит, надо создать особые инструменты. Если со взрослыми все более-менее понятно: украл, выпил – в тюрьму, то ребенок – это ребенок. Он часто делает то, что сам еще не осознает. Во всем мире социальные службы этим занимаются, психологи, психиатры. А у нас КДН не имеет фактически ни полномочий, ни средств.

«СП»: — А уголовное законодательство должно здесь как-то меняться?

— Должно. Если совершил ребенок действие, которое привело к смерти человека, то надо прописать различные формы ответственности. Надо понимать, какими они могут быть в 12, в 14, в 10 лет. А думать: вот снизим возраст уголовной ответственности, и все будет замечательно у нас, — неправильно.

«Одним росчерком законодательного пера мы ничего не решим, — уверен редактор портала Демография.ру , социолог Игорь Белобородов. — Что лично у меня вызывает вопросы? Сегодня, с одной стороны, идет акселерация – люди раньше взрослеют физически, вступают во взрослые отношения, чаще даже в раннем возрасте становятся отцами и матерями. Но в то же время они морально и психологически к этому не готовы. И думаю, строгость наказания не обеспечит соблюдение закона. Кстати, многие закона просто могут не знать. С правовой культурой в стране в принципе плохо, надо это признать, не только у несовершеннолетних. Они ведь копируют во многом взрослых, причем, очень часто не родителей, а персонажей сериалов, героев каких-то молодежных историй, лидеров музыкальных групп. Вот в чем проблема. Здесь должна быть создана конкурентная информационная среда. А мы устали уже говорить, что необходима полная перекройка контента СМИ. Возрастные маркеры поставили, а ведь никто не следит за тем, что показывают. Культивация насилия и очень аморальные вещи подаются как нечто должное, более того, они стали популярными и модными. С этого нужно начинать. В США, в Латинской Америке, в Бразилии, в частности, есть программы, которые ориентируют школьников по очень широкому спектру профилактики правонарушений, различных – будь то употребление алкоголя и наркотиков, заканчивая профилактикой беспорядочных половых связей. Очень успешная программа. Они дошли уже до Кореи, почему-то минуя Россию. Вот на это надо обращать внимание. Должно обязательно сопутствовать воспитание, социализация – в хорошем смысле слова. Тогда есть надежда на какие-то изменения.

Из досье «СП»

В настоящее время в России возраст уголовной ответственности составляет 16 лет. За некоторые тяжкие преступления к суду привлекают подростков с 14 лет. Подобная система существует с 1960 года, когда был принят очередной Уголовный кодекс РСФСР. Предыдущий вариант 1926 года также предусматривал общую уголовную ответственность с 16 лет. Однако в 1935 году тот кодекс изменили, указав, что несовершеннолетние, достигшие 12-летнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, в убийстве или в попытке убийства, привлекаются к суду с применением всех мер наказания, за исключением смертной казни.