Юрист — о выполнении Украиной решений Евросуда

Украина находится в пятёрке стран, включая Россию, Румынию, Турцию и Польшу, из которых поступает больше всего жалоб в Европейский суд по правам человека. По последним данным Европейского суда, опубликованным в середине января, Украина проиграла в суде 211 дел, по которым Киев должен выплатить 1,1 миллиона евро в качестве компенсаций. Более двухсот дел касаются невыполнения Украиной решений национальных судов. Максим Щербатюк, правозащитник Украинской Хельсинской Группы, говорит, что Киев выполняет решения Европейского суда по правам человека только в рамках финансовых компенсаций за морально-материальный ущерб, а конкретные условия решений не выполняются. Недавно депутаты от правящей партии, Партии регионов, предложили в Парламентской ассамблее Совета Европы создать государственный орган при каждой проблемной стране-члене этой организации, который бы контролировал выполнение решений Евросуда. Щербатюк считает эту идею хорошей, однако сомневается, что этот орган будет работать эффективно в Украине, поскольку в государственном бюджете постоянно не хватает денег на выполнение решений.

Максим Щербатюк
Украинская Хельсинская Группа

Украина не выполняет решения Европейского суда именно по существу. Компенсации, которые предусмотрены решениями Европейского суда, выплачиваются. Есть отдельная статья бюджета, то есть то, что Евросуд присудил как компенсацию морально-материального ущерба, выплачивается. Другое дело заключается в том, что всегда в решении Европейского суда есть часть, которая заключается в условиях, то есть, имеется в виду выполнение решения национально суда, или прекращение определенной практики, или восстановление определенного человека, в частности, в недавнем решении «Волков против Украины». То есть, конкретные вещи, которые государству необходимо сделать, кроме выплаты суммы сатисфакции. Как раз тут возникают большие проблемы, потому что обычно в тех решениях, где ответчиком выступает государство, очень часто предприятие является банкротом и очень сложно выполнить это решение и необходимо искать ресурсы. Там бывают суммы достаточно большие. Также есть проблемы в отношении пыток, потому что пересмотр решений почему-то усложнен. Статистика Европейского суда по правам человека говорит о том, что большая часть его решений по Украине, по сути, не выполняется. Министерство юстиции заявляет, что они выполняют, однако выполняется в рамках компенсаций морально-материального ущерба.

Инициатива ПАСЕ, грубо говоря, сводится к следующему: есть определенное число стран, где существует большое количество обращений, а также большое число невыполненных решений, и очень важно, чтобы по этим странам создали орган, который бы отвечал за то, насколько выполняется решение, мотивировал и осуществлял контроль за выполнением решений. Это — определенный вспомогательный механизм контроля.

Эта инициатива достаточно хорошая, потому что, когда создается определенный орган, который будет обеспечивать выполнение решений Европейского суда по правам человека, это — дополнительный механизм. Но очень важно, чтобы это не было очередной инициативой Сергея Кивалова [Партия регионов], который предложил создать национальный орган, отвечающий за правомерность подачи иска в Европейский суд, и этот орган ничего бы не дал, потому что любой человек мог бы и без обращения в этот орган обратиться в Европейский суд по правам человека. Однако, если будет орган, направленный на мониторинг выполнения решений Европейского суда, то я оцениваю это, как определенное позитивное решение. Будет дополнительный механизм, требующий от Украины выполнения решений Европейского суда по правам человека. Потому что есть определенный закон, регламентирующий выполнение решений Европейского суда. Это — дополнительный механизм, но я, честно говоря, не сильно верю, что он решит проблему невыполнения решений, потому что денег как не было у государства на выполнения решений по разным социальным делам, так и не появится, когда создадут этот орган. Это — более комплексный вопрос. Но этот орган может поднимать этот вопрос, говорить о том, что необходимы дополнительное финансирование и другие механизмы для реализации этого.