Россия рассматривает закон о «пропаганде гомосексуализма»

Николай Алексеев видел многое. Результаты опросов общественного мнения, показывающие, что большинство россиян считает гомосексуализм «нравственно неприемлемым». Полицию, молча наблюдавшую за тем, как хулиганы нападают на него и других гей-активистов. Его также штрафовали за то, что он встал на углу улицы в Санкт-Петербурге с плакатом за права гомосексуалистов.

Но в пятницу российская Дума начинает рассматривать новый законопроект о запрете любой «пропаганды гомосексуализма», куда входит все — от гей-парадов до листовок в поддержку прав гомосексуалистов, появляющихся в местах, где их могут увидеть несовершеннолетние — и у Алексеева появилась надежда. Он считает, что кремлеведение находится на его стороне.

Законопроект против геев изначально был внесен в Думу депутатом из индустриальной Новосибирской области в мае прошлого года, однако его рассмотрение неоднократно откладывали, хотя в отдельных российских регионах аналогичные законы утверждались. В итоге Дума заняла гораздо более консервативную в идеологическом плане позицию.

Рассмотрение законопроекта отложили сначала в декабре, а затем снова в понедельник, и это стало признаком того, что кое-кому он не по нраву, отмечает лидер симпатизирующей Кремлю партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. «Есть ощущение, что кто-то противодействует принятию любых законов на эту тему», — уклончиво сказал он репортерам.

Неоднократные решения Думы отложить рассмотрение закона, который поддерживают, согласно некоторым опросам, более 75% населения, и который вроде бы соответствует идеологически кремлевскому консерватизму, говорят о том, что в России, где до сих пор сильна гомофобия, права геев это вопрос весьма деликатный и болезненный.

Такая ситуация складывается в момент, когда Россия подвергается международной критике из-за дела против панк-группы Pussy Riot, из-за запрета на усыновление детей гражданами США, а также из-за закручивания гаек организациям гражданского общества, получающим финансирование из-за рубежа. Однако многое говорит о том, что страхом перед международным осуждением здесь и не пахнет.

Дебаты в большей степени связаны с изменениями, происходящими в настоящее время в России, говорит директор московского аналитического центра «Сова» Александр Верховский.

«Раньше люди относились к гомосексуалистам с неприязнью, но спокойно, а сейчас тема прав геев обсуждается более открыто и публично, и поэтому страсти разгораются, — отмечает Верховский. — Когда меньшинство начинает обретать определенные права, возникает очень трудный период. Именно это происходит сейчас с нами».

Пока США и Европа погружаются в дебаты об однополых браках, Россия занимается вопросами, которые кажутся вышедшими из другой эпохи.

Три месяца тому назад группа неизвестных громил в масках напала на московский гей-клуб, избив его постоянных посетителей и распылив там слезоточивый газ, а также устроила в клубе настоящий погром.

Во время московской манифестации за права геев в 2011 году одну девушку избили настолько жестоко, что ей пришлось провести в больнице целую неделю. А нападавший остался на свободе. В последнее время гомофобия превращается в инструмент региональной политики, поскольку многие политики, такие как новый губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, проталкивают законы против гомосексуалистов для продвижения по карьерной лестнице.

По словам активиста Алексеева, Дума затягивает решение этого вопроса еще и потому, что согласно слухам, некоторые представители политической элиты сами являются геями. «Они понимают, что если сегодня появится этот закон, то завтра может появиться другой, превращающий гомосексуализм в уголовное преступление», — говорит он.

Похоже, что этот законопроект на сегодня расколол элиту. В декабре премьер-министр и лидер прокремлевской партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев сказал, что он и его партия не видят необходимости в правовом регулировании гомосексуальных отношений.

Председатель путинского совета по правам человека Михаил Федотов также называет этот закон ненужным. «Гомосексуализм это не преступление», — заявил он российскому информационному агентству «Интерфакс».

Законопроект также подвергли критике известные российские юристы, задающие вопросы о том, как он будет реализовываться.

«Закон о запрете пропаганды гомосексуализма в Санкт-Петербурге действует почти год, но по нему к ответственности привлекли лишь одного человека. Меня», — говорит Алексеев, которого обвинили в проведении индивидуального протеста, потому что он стоял на улице с плакатом, где было написано «Гомосексуализм это не извращение».

Федеральный закон против геев не единственный, который тормозит Дума. Также откладывается принятие закона, в соответствии с которым незаконным будет считаться «оскорбление чувств православных верующих».

Оба законопроекта, отмечает Верховский, активно поддержала православная церковь. Задержка с их принятием может свидетельствовать о том, что Кремль, взявший на вооружение консервативные ценности православия, все же обеспокоен тем, что церковь вторгается в область политики и законотворчества, сказал он.