Война железных дорог

Готовность грузинского премьера восстановить железную дорогу через Абхазию вызвала в Тбилиси скандал. У Саакашвили считают, что Россия руками Иванишвили пытается уничтожить магистраль Карс-Тбилиси-Баку, конкурента Транссиба.

Забытая, казалось бы, тема восстановления железной дороги на территории Абхазии на днях вновь была озвучена на пресс-конференции в Ереване премьер-министрами Грузии и Армении. Оба заявили, что дорогу, связывающую Грузию и Армению с Россией, восстанавливать надо.

По словам Бидзины Иванишвили, восстановление дороги связано с определенными проблемами, в том числе, с Россией, но оно возможно «при наличии воли со всех сторон». «Грузинская сторона заявляет о такой готовности», — сказал он.

Тигран Саркисян энергично заверил, что Ереван приложит все усилия оживления магистрали: «Мы заинтересованы в том, чтобы этот вопрос был решен как можно быстрее».

Позиция Армении, находящейся в транспортной блокаде со стороны Турции и Азербайджана, понятна: дорога, по которой она быстро и дешево транспортировала свои грузы в Россию и дальше, бездействует 22 года, что тормозит развитие армянской экономики и торговли.

В Тбилиси же разразился настоящий скандал – и для внутреннего потребления, и на экспорт. Михаил Саакашвили и его сторонники озвучили множество вопросов, тревог, полуспорных утверждений, и практически прямо обвинили Иванишвили в «северном» крене грузинской внешней политики.

Президент, в частности, заявил, что устаревший абхазский участок дороги, связывавший Грузию с Европой посредством России, уже не актуален, поскольку строится железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс с выходом на Турцию и европейскую железнодорожную сеть.

«Эта (абхазская — прим. ред.) дорога устраивает Россию только потому, что Карс-Ахалкалаки является конкурентом Транссибирской железной дороги, по которой транспортируются грузы из Китая и Средней Азии в направлении Европы. А наша (строящаяся – прим. ред.) железная дорога создает Транссибу большую опасность и конкуренцию», — пояснил Саакашвили.

По его словам, Грузия «создала как конкурентный энергетический коридор, так и конкурентный коридор для транспортировки грузов, поэтому Россия хочет его уничтожить». Кроме того, полагает он, открытием абхазской железной дороги Россия желает «фактического узаконивания оккупации Абхазии», железную дорогу которой она «незаконно присвоила». Он также напомнил, что Россия владеет и армянской железной дорогой.

«Грузия ни одним шагом не должна способствовать этому до тех пор, пока до конца не будет решен вопрос деоккупации Абхазии», — заявил Саакашвили. Рассмотрение же вопроса восстановления вне связи с деоккупацией он назвал «преступным, антигосударственным и антинациональным актом, входящим в интересы оккупанта».

И еще: «Я думаю, новое правительство Грузии не имеет никакого представления о стратегических и политических интересах страны, либо оно сознательно подрывает грузинский внешнеполитический вектор, независимость Грузии, ее будущее, и прямо действует по заказу тех, кто осуществил оккупацию».

Что же касается Армении, лоббирующей открытие дороги, Саакашвили заявил, что Тбилиси желает хороших отношений с Ереваном. Грузия, сказал он, сделала все для транспортировки армянских грузов по своей территории, включая открытие таможенно-пропускного пункта в Ларсе на границе с Россией.

И вообще армяне могли бы перевозить свои грузы и через новый порт Лазика, строительство которого нынешнее грузинское правительство прекратило. «Изоляция Армении, — заверил Саакашвили, — никогда не входила в интересы Грузии, и мы никогда ее не поддерживали. Но одно – хорошие отношения с Арменией, а другое – выполнение стратегических планов оккупантов».

Дело, впрочем, не только в Армении и «оккупантах»: поспешные заявления нового правительства, считает Саакашвили, портят отношения Грузии со стратегическими партнерами – Азербайджаном и Турцией, и даже мешают процессу вступления страны в НАТО.

«У нас сейчас серьезно осложнились отношения с Турцией», — проинформировал он. По его словам, приток турецких инвестиций в страну приостановлен, в то время как Турция является «главной страной, поддерживающей интеграцию Грузии в НАТО». Как считает Саакашвили, без поддержки Турции евроатлантическая интеграция Грузии просто невозможна.

Главное, задался вопросом Саакашвили, в чьих интересах все это. И сам же ответил: «Есть только одно главное действующее лицо в нашем регионе – это наш северный сосед».

В контексте отношений Грузии со стратегическими партнерами – Турцией и Азербайджаном — уместно отметить следующее: строительство альтернативной Транссибу магистрали по территории Грузии с выходом на Турцию кредитует, с большими льготами для Тбилиси, Баку. И когда премьер Иванишвили накануне визита в Азербайджан публично усомнился в целесообразности строительства дороги, там, понятно, напряглись.

Иванишвили даже пришлось оправдываться – дескать, он имел в виду не прекращение строительства, а совершенно другое. Теперь ему придется оправдываться и за готовность задействовать абхазский участок дороги, в котором, кстати, Азербайджан крайне не заинтересован: в Баку подозревают, что через территорию Абхазии Россия станет перебрасывать вооружение на свою военную базу в армянском городе Гюмри.

Кроме того, утверждают оппоненты Иванишвили, восстановление дороги через Абхазию не понравится Баку и потому, что оно автоматически поставит под сомнение функционирование железной дороги до Турции, а у нее уже есть потенциальные перевозчики.

Словом, «шутить» с Азербайджаном не стоит – он вкладывает в Грузию довольно большие деньги, включая модернизацию терминала Кулеви на Черном море, строительство завода по производству карбамида, транспортировку нефти через порт Супса и по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, поставку Грузии природного газа по низкой цене с перспективой расширения имеющегося энергетического коридора. Азербайджан осуществляет и другую масштабную экономическую деятельность в Грузии.

Станет ли Иванишвили менять лошадей на переправе? Вряд ли. Он, скорее всего, будет придерживаться сбалансированной политики, дающей в Кавказском регионе далеко не бессрочный положительный эффект, но покоя ему от политических оппонентов как внутри страны, так и за ее пределами, не будет. Не случайно он, в беседе с армянским бюро «Радио Свобода», заявил: «Армения – хороший пример для Грузии».

Премьер пояснил: у Армении отличные отношения с Россией, и в то же время дружеские с США, НАТО и государствами, в него входящими. Он выразил надежду на то, что и Грузии удастся такое «совместительство». Впрочем, подчеркнул Иванишвили, главными приоритетами страны остаются Европа и НАТО. Но в Тбилиси оппозиция заявила, что Армения, при всем уважении к ней, не тот пример, которому надо следовать Грузии во внешней политике.

Что, грубо говоря, «словит» Грузия, если не будет препятствовать открытию сквозной дороги через Абхазию, которая, кстати, категорически не желает этого, но все же может пойти на переговоры, если этого очень сильно пожелает Москва. Эксперт Гиоргий Хухашвили считает, что открытие дороги может стать основой для начала реинтеграции Абхазии в единое грузинское пространство.

Но этому можно и возразить – Москва еще не сошла с ума, чтобы допустить подобное. Максимум, на что она может пойти в обмен на открытие дороги – это сближение экономических интересов Грузии с Россией и отчасти с Абхазией, облегчение (в пределах «разумного») коммуникации между населением, проживающим по обе стороны разделительной черты. Но возвращению беженцев в Абхазию дорога не поможет, хотя такое мнение и бытует во властных коридорах Грузии.

Положительным моментом в открытии дороги могут стать дополнительные поступления от транзита в грузинский бюджет. Но это при условии, если грузы не оттянет железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс, и если в Абхазии не будут взрывать каждый второй вагон, как это прогнозирует лидер грузинской партии «Европейские демократы» Паата Давитая.

Словом, в Тбилиси сейчас каждый день случаются новые скандалы, и замыкаются они, как правило, на одном: тащит или не тащит Иванишвили Грузию к России, прочь от НАТО и Европы. Скандалы эти весьма вредят Грузии в глазах ее западных партнеров. Грузия рассматривается ими как альтернативная России транзитная территория для транспортировки углеводородов Каспия в Европу. Достаточно назвать хотя бы уже действующие нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, а также проекты по увеличению экспорта газа из Азербайджана в Европу по территории Грузии.

Кроме того, считают в Тбилиси, сохранение в Грузии политико-экономического штиля прозападного окраса важно в контексте развития ситуации вокруг Ирана и вообще всего Ближнего Востока.