Лавров: отличие редакции внешней политики РФ от концепции

Глава российского МИД Сергей Лавров в ходе пресс-конференции в среду пояснил, что ведомство разработало новую редакцию, а не новую концепцию внешней политики России.

«Новый проект стремился учесть новые развороты в нашей внешнеполитической доктрине, но это не новая концепция, а новая редакция концепции внешней политики», — сказал Лавров.

«Ключевые принципы, на которых наша внешняя политика строится, остаются неизменными. Они были закреплены в концепции внешней политики, принятой в 2000 году, и они заключаются в необходимости вести внешнеполитическую линию прагматично, открыто, предсказуемо, взаимодействовать со всеми государствами, которые готовы к этому на основе равноправия и взаимной выгоды, и отстаивать национальные интересы твердо, но без сползания к конфронтации», — подчеркнул министр, слова которого передает РИА «Новости».Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в декабре была представлена разработана новая редакция «Концепции внешней политики РФ».

Прежние концепции – 2000 и 2008 годов – действовали на протяжении всего срока пребывания Владимира Путина и Дмитрия Медведева на посту президента. Таким образом, речь, по сути, идет о внешнеполитической платформе РФ как минимум на третий президентский срок Владимира Путина.

Из документа следует, что его авторы во многом отталкивались от ключевых положений программной статьи Владимира Путина «Россия и меняющийся мир», опубликованной накануне мартовских выборов. Одним из таких положений является тезис о том, что России приходится строить свою внешнюю политику в крайне нестабильном мире, а многие его беды и проблемы происходят от попыток Запада, и прежде всего США, вмешиваться во внутренние дела других государств. В новой концепции этот тезис получил детальную проработку.

В сравнении с 2008 годом авторам нового документа мир видится более «нестабильным» и «непредсказуемым». Факторы, делающие его таковым, описаны в разделе «Современный мир и внешняя политика РФ».

Первый – это глобальный кризис, являющийся «мощным катализатором глубинных сдвигов в геополитическом ландшафте».Второй фактор нестабильности – вмешательство Запада в дела других стран, когда, как в случае «арабской весны», «попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей» чреваты «сползанием к хаосу и неуправляемости в международных отношениях».

Третий фактор – расшатывание роли ООН – проявляется в попытках «регулировать кризисы путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер силового воздействия», «произвольном прочтении его резолюций», «реализации концепций, направленных на свержение законных режимов».

Четвертый – усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из ключевых пунктов впервые названы «угрозы в информационном пространстве».

И, наконец, пятый фактор нестабильности – «тенденция на реидеологизацию международных отношений» (хотя в концепции 2008 года провозглашалось «прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия холодной войны»).

С учетом всех этих факторов авторы концепции делают вывод: «В условиях глобальной турбулентности и растущей взаимозависимости государств не имеют перспектив попытки строить отдельные «оазисы спокойствия и безопасности». Тем не менее, России отводится «уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации». В соответствии с этой сверхмиссией Россия и будет строить свою внешнюю политику.