Разоблачение «атеистической атаки» по телеканалу НТВ не удалось

Разоблачение «атеистической атаки» на Русскую православную церковь телеканалу НТВ не удалось. Главная претензия даже не в том, что конспирологическая версия не выглядит убедительной, как и в случаях с «Анатомиями протеста». Основных проблем у автора Бориса Корчевникова две: вопиющее фарисейство, которое, конечно же, не отменяет его собственного фанатичного «православия», и пропагандистский непрофессионализм, который не замедлили отметить его бывшие коллеги по цеху.

Обсуждать суть телеподелки Бориса Корчевникова большого смысла нет. Фирменный стиль «расследований» телеканала НТВ на злободневные околополитические темы хорошо известен. Это канонизация режима Владимира Путина и дьяволизация его противников.

Вырванные из контекста фразы оппонентов, их притянутые за уши цитаты и, напротив, – пространные интервью тех, кто мыслит в «правильном направлении», все это вновь можно увидеть в фильме Корчевникова «Не верю!», которому НТВ отдал лучшее время в воскресный вечер.

Интереснее, если уж анализировать подобного рода пропаганду, разобрать, чего в ней не хватало. Первое, на что невольно обратил внимание публики сам автор, так это толерантности и аккуратности. Сам же Борис Корчевников, еще до выхода своей агитки в эфир, весьма фарисейски сожалел о заявлениях своих потенциальных оппонентов, которые клеймили его фильм.

«Как же так, — буквально стенал он, — вы не видели, а уже ругаете?» «Я же по-христиански полюбил вас, встал на вашу позицию и уже с нее снимал кино. Не моя вина, но ваша, что не вышло у меня хорошо о вас отозваться – я всего лишь показал вашу сущность», — уверял бывший ведущий детских «Там-Там новостей», переквалифицировавшийся по мере взросления в пропагандиста.

Но именно этому сопереживанию в фильме и не нашлось места. Налицо обычная для НТВ старшилка, в которой разве что не упоминается, по досадному, надо думать, упущению, о том, что враги православия пьют кровь христианских младенцев и поклоняются дьяволу.

А ведь, действительно, гораздо сильнее было бы, как это делают истинные верующие христиане, пожалеть своих «идейных» противников, показать чего себя лишают враги «церкви воинствующей и побеждающеей», по-настоящему «возлюбить их до единомыслия», показать истинные проблемы современного русского православия и продемонстрировать, что они и правда совсем иные, нежели то, о чем любит рассуждать значительная часть так сказать «атеистического сообщества».

В итоге эффект получился обратный. Борис Корчевников своим фильмом заклеймил скорее тех, на чей авторитет он хотел сослаться в своем «крестовом походе» против атеизма.

Пропагандист, претендующий (пока, правда, незаслуженно) на звание первого православного инквизитора, опозорил как раз тех, кого он хотел на словах защитить. Христианских старцев и мыслителей, живую и благодетельную церковь, которая, если в чем и нуждается, так уж точно не в фарисейской защите телеканала НТВ, работающего не на веру, а на власть.

Теперь, переходя к второй проблеме фильма Корчевникова, стоит отметить, что «атеистический заговор» ему не удалось заклеймить не только потому, что такового попросту нет – когда такая мелочь мешала настоящему пропагандисту? Причина еще более банальна и заключается она в банальной профнепригодности. А это в современном российском информационном обществе для журналиста считается гораздо большей проблемой, чем вранье или продажность.

Сколько раз приходилось слышать: да, то, что я делаю гнусно и бессовестно, продажностью от этого несет за версту, но зато насколько качественно я это делаю! «Профессионализм не пропьешь», — радуются непонятно чему даже многие оппозиционеры, наблюдая, как с «голубого экрана» на них выливают ушата помоев штатные пропагандисты, с которыми они в 1990-е года приятельствовали и пили вместе.

«Да, я продался, но профессионализм свой не утратил», — гордо отступают на последний рубеж самоуважения бывшие журналисты, готовые на каком-нибудь центральном телеканале снять разоблачающий сюжет про родную мать, застигнутую бдительной съемочной группой в постели с дикобразом.

Не очень удивительно, что при таком внимании к «профессионализму» и «качеству» пропаганды многие бывшие коллеги Корчевникова именно это ему в вину и поставили, практически не обсуждая содержание его «творческих поисков».

«Думаешь, православный патриотизм искупает убожество журналистики? Так ведь нет. Куда тебя занесло: от рекламы шоколадки, сериала «Кадетство», истории шоу-бизнеса на СТС — до роли мамонтенка?» — так обратился к Корчевникову его бывший наставник по программе «Намедни» Леонид Парфенов.

Проблема только в том, что уже отменено старое табу на откровенно некачественный продукт, которого придерживались коллеги Корчевникова из рядов «старой гвардии» Останкино, в том числе, подвизавшиеся на ниве официальной пропаганды.

Мир изменился, а те, кто причисляют себя к журналистам, этого не заметили. Зритель для них теперь один. Ну, максимум, их несколько десятков – и почти все «за зубцами». И, если нравится им, то этого вполне достаточно.

А качество или слабость продукта теперь измеряются исключительно гонорарами и продвижением по службе. Иначе и быть не может в системе, где залог успеха – личная лояльность.l