Как работают белорусские идеологи

Александр Лукашенко хочет сократить 25% чиновников. Но это обещание может оказаться пустой угрозой: в госаппарате работает слишком много белорусов. А вот с кем действительно стоило бы расстаться — так это с отделами по идеологической работе. Эти реликты времен СССР, на удивление, еще живы.

Белорусский госаппарат ждет масштабное сокращение «в целях повышения эффективности государственной власти». Глава государства призвал «руководствоваться суворовским принципом: не числом, а умением».

Безусловно, количество чиновников в стране превысило все возможные пределы. С кем я ни разговаривал в Белоруссии на эту тему, все жалуются, что «бездельников» развелось слишком много. Даже эти самые «бездельники». И все уверены, что самая омерзительная часть чиновничьего сословия – это «идеологи», которые есть на каждом предприятии и в каждом госучреждении.

Трудно поверить, но они действительно все еще существуют. Эта, упраздненная после развала СССР профессия, была воссоздана Лукашенко в 2004 году. Идеологи занимаются политической обработкой трудового люда. А точнее, делают вид – как это было при ув. тов. Брежневе, Андропове и Черненко.

В каждом государственном учреждении, как правило, есть отдел идеологии. Состоит он обычно из 3-5 сотрудников. В гор- или облисполкоме типичный день работника этого отдела выглядит так: пришел к 9.00, почитал подотчетную госгазету, позвонил, если это необходимо, журналистам, отругал их за пару-тройку «некорректных» предложений, дал задание по паре новых заметок. Начальник отдела не занимается и этим. Его работа состоит в еждевном докладе мэру или губернатору о ситуации с прессой и в том, чтобы более-менее регулярно устраивать агитационные мероприятия, привозить работников культуры, изредка устраивать пресс-конференции. При этом важно понимать, что непосредственное общение с прессой в задачи идеологического отдела не входит – для этого есть пресс-службы.

На госзаводах и в госорганизациях идеологи занимаются составлением и редактированием «досок почета», а также мониторингом политических настроений на предприятии. Иногда эти люди также устраивают поэтические вечера, концерты, праздники, сеансы общения с государственными журналистами, на которых работников агитируют подписаться на периодические госиздания.

Свою значимость работники идеологического фронта подкрепляют сотнями документов-отчетов, согласно которым «высокие экономические показатели трудовых коллективов достигаются с помощью формирования у тружеников единых общественно-политических идеалов и духовно-нравственных ценностей». То есть, читатель отчета «там, наверху» должен верить, что деньги для белорусских работников не главное.

Официально политруки должны заниматься совершенно абстрактной деятельностью. Из документа, которым руководствуются, например, идеологи Шкловского горисполкома (родной город Лукашенко), следует, что отдел должен заниматься «информированием населения, организаций о внутренней и внешней политике, проводимой президентом Республики Беларусь, деятельности Национального собрания Республики Беларусь, правительства Республики Беларусь, районного исполнительного комитета, районного Совета депутатов, а также о выполнении стоящих перед организациями задач; разработкой тематики и проведением единых дней информирования; обобщение предложений и критических замечаний, высказанных гражданами, осуществление контроля за их выполнением».

Также в списке их обязанностей значится «организация изучения и разъяснения важнейших решений Президента Республики Беларусь, государственных органов, международных документов, обсуждение их проектов в коллективах работников, по месту жительства граждан, в средствах массовой информации».

Звучит все это крайне убого и анахронично, но дело даже не в этом. Дело в том, что на практике никто всей этой работой не занимается. Спросите любого работника госструктуры – и он вам с раздражением скажет, что они лишь просиживают штаны и переводят бумагу. Это правда уже хотя бы потому, что никакой реальной властью в стране идеологи не обладают. И если тысячи этих людей завтра лишить работы, функциональность госаппарата никак не пострадает.

Лукашенко заявил, что из состава властных органов «должны уйти те, кто не хочет работать, те, кто просто не туда попал». «Мы никого не хотим обидеть, это не значит, что если завтра будет принято решение, то за сутки мы должны повыкидывать людей на улицу. Нет», — подчеркнул глава государства.

Так или иначе, по официальным данным, в одном только Пуховичском районе Беларуси (а всего таких районов — 118) на предприятиях действуют 130 заместителей руководителей по идеологической работе. По слухам, именно с сокращения численности идеологов Лукашенко и начнет.