О причинах роста популярности Сталина в народе

Известный русский историк Игорь Фроянов о причинах роста популярности Сталина в народе, несмотря на программу по «десталинизации» общества.

«Программу по десталинизации поддерживает меньшинство населения России, потому что она идет против исторической правды. Народ в этом отношении невозможно обмануть. Историческую правду народные массы чувствует интуитивно. Главную роль в разработке программы по десталинизации, как известно, сыграл Федотов, вытащенный из нафталина деятель 1990-х годов, когда страну нашу крушили налево и направо. Федотов, конечно же, недруг русского народа. И его извлекли, как поношенную и облезлую шубу из сундука, дав ему возможность снова покуражиться над Россией и покрутить старую идеологическую шарманку» — заявил в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов, комментируя данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), согласно которым программу по «десталинизации» поддерживает всего лишь 26% населения России.

«Слово «идеологическую» я употребил не случайно, — продолжил историк. — Федотовская программа насквозь идеологическая. Он, вероятно, не предполагал, какую мощную отрицательную реакцию вызовет эта программа, и, натолкнувшись на эту реакцию, дал задний ход. Федотов стал убеждать нас в том, что его программа направлена якобы не против образа и личности Сталина как исторического деятеля, а против «стереотипов тоталитарного мышления», будто бы укоренившихся в сознании нашего общества. Причем стереотипов, которые создавались не только в сталинское время, но на протяжении всего советского периода. Но уместно спросить, что такое «стереотипы мышления»? Это устоявшееся мировоззрение народа, его взгляд на окружающий мир, его отношение к действительности, это, наконец, ценностные ориентации этноса, или то, что именуют сейчас менталитетом народа. Всё это создается не в одночасье, народное миропонимание формируется на протяжении многих и многих веков. Поэтому пытаться изменить его, да ещё в такое сложное время, которое мы переживаем, это значит уподобить себя волшебнику, кудеснику, для чего Федотов явно не подходит».

Как сообщает сайт ВЦИОМ, четверть россиян (24%) сообщили, что их семья пострадала от сталинских репрессий (27% пять лет назад). Из них подробности о жизни репрессированных родственников известны 10%, еще 14% знают только о самом факте преследований. Почти половина сограждан утверждают, что репрессированных в их семье не было (46%). Еще около четверти (26%) признаются, что ничего не знают о том, как репрессии повлияли на судьбу их родственников. Причем, не информированных за последние пять лет стало больше (с 23 до 26%), а тех, кто знает о репрессированных родственника — напротив, меньше (с 27 до 24%).

С каждым годом все больше россиян считают, что роль И.В.Сталина в России страны была скорее положительной (с 15% до 26%), а тех, кто уверен в обратном, напротив, становится все меньше (с 33% до 24% соответственно). Относительное большинство опрошенных по-прежнему убеждено в том, что роль этого человека в истории неоднозначна (39%). В том, что Сталин сделал больше хорошего, уверены, в первую очередь, пожилые россияне (40%), сторонники КПРФ (41%). Скорее негативной его историческую роль считают, в основном, приверженцы «Единой России» (28%). В равной степени и положительным, и отрицательным историческим деятелем Сталин является для 35-44-летних (42%) и сторонников «Справедливой России» (44%). Положительной роль Сталина в истории страны склонны считать те, у кого не было репрессированных родственников (30%), однако и среди те, чьи родные подвергались преследованиям, доля таких респондентов, практически в той же степени поддерживают эту позицию (28%). В то же время, последние значительно чаще полагают, что Сталин сделал больше плохого (32%).

Большинство россиян считают «десталинизацию» мифом, не имеющим ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной, и полагают, что в случае реализации десталинизация просто исковеркает историческое сознание, сделает его однобоким (45%). Так думают, в основном, сторонники КПРФ (59%) и ЛДПР (51%), а также 35-44-летние (53%) и пожилые россияне (50%). Более четверти опрошенных (26%), напротив, склонны думать, что «десталинизация» является очень своевременной мерой и поможет России двигаться дальше, осознав ошибки прошлого. Это мнение характерно для приверженцев «Справедливой России» и «Единой России» (31 и 34% соответственно). Стоит отметить, что негативное отношение к проекту «десталинизации» высказывают как те, у кого родственники не были репрессированы (50%), так и те, у кого были родные, подвергавшиеся преследованиям в сталинское время (46%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 апреля 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

«Федотов замахнулся на невозможное, — продолжил свой комментарий Игорь Яковлевич Фроянов. — Он хочет изменить народный стиль мышления. Это никому не удавалось и удастся, потому что народное мировоззрение формируется самой историей народа, причем, как я уже сказал, длительной историей. В рассуждениях Федотова обнаруживается осознанная подмена понятий. Он рассуждает о тоталитаризме в нашей отечественной истории, о стереотипах тоталитаризма в мышлении и сознании русского народа. Но это историческое вранье. В дореволюционной России никогда не было тоталитарной системы. Существовала авторитарная система, поскольку русские люди всегда придавали и придают большое значение высшему властителю. Тоталитаризм не характерен для русской истории, так как на протяжении многих и многих столетий наблюдалась общественная самостоятельность русских людей, выражавшаяся в деятельности общин. Сочетать тоталитаризм с общинной самодеятельностью невозможно, тогда как авторитарная система вполне уживается с автономной общиной. Возьмите наиболее показательную в данном отношении эпоху правления Ивана Грозного. Будучи приверженцем неограниченной самодержавной власти, Царь Иван в то же время поддерживал и развивал земские начала в жизни русского народа, усиливая права местных обществ. Что касается Сталина, то им была создана система, которую я бы назвал мобилизационной. Ее цель заключалась в том, чтобы удержать страну от падения под натиском внешних вражеских сил. А вот тоталитаризм скорее характерен и типичен для Запада, потому что западное общество атомизировано, распылено на мелкие эгоистические индивидуальности, и соединить их, связать воедино можно только посредством тоталитарных методов и приемов. В России такой необходимости никогда не было, ибо дух коллективизма в ней никогда не угасал. Так что Федотов совершает подмену понятий, прибегая к терминологическому жульничеству».

«Стремительный рост положительного отношения народа к Сталину вполне объясним. В русском народе до сих пор не искоренилась вера в высшего властителя. Это первая причина. Второй же причиной является то обстоятельство, что люди могут сравнивать то, что было в сталинское время, с тем, что есть сейчас. А сейчас мы наблюдаем явную деградацию во всех отношениях. Сталинское же время — это время подъема и восхождения в сферах общественной жизни, тогда как ныне страна катится по наклонной плоскости. Конечно же, это влияет на оценку деятельности Сталина в умах людей, причем не только русских, но и других народов, населяющих Россию. Очень узок круг десталинизаторов. Мало кадров, которые могли бы быть задействованы нынешними демократами. Поэтому они оживляют идеологов и политиков вчерашнего дня, напоминающих тени прошлого. Именно так выглядит извлеченный из нафталина Федотов. Его программа по «десталинизации» вызвала и будет вызывать отторжение. Эффект получается противоположный тому, какой предполагалось вызвать. Но такой эффект обусловлен исторически», — заключил Игорь Яковлевич Фроянов.

Резня смотреть трейлер онлайн