Дума спасет наши уши?

Депутаты приняли в первом чтении законопроект о штрафах за нецензурную брань в СМИ.

Госдума одобрила в первом чтении поправки в КоАП, которые вводят серьезные штрафы за матерщину в СМИ, сообщил накануне сайт нижней палаты. Согласно документу, наказывается рублем «изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащего нецензурную брань» (см. Справку KM.RU). «За» проголосовали 390 депутатов, противников инициативы и воздержавшихся в парламенте не нашлось.

Авторы идеи — единороссы Сергей Железняк, Дмитрий Вяткин и Роберт Шлегель — внесли документ на рассмотрение еще в октябре прошлого года. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что народные избранники в первую очередь пекутся о детях, а именно об их «информационной безопасности», и действуют по наказу возмущенных граждан. Роскомнадзор при этом подсчитал, что больше всего россияне жаловались на ресурсы «Ридус», «Свободная пресса», «Грани.ру», а также телепередачам «Дом-2», «Каникулы в Мексике» и «Камеди Клаб».

Правда, правительство тогда Железняка с коллегами не поддержало, посчитав, что предложенные депутатами нормы дублируют уже имеющиеся в законодательстве. В частности, часть 2 статьи 13.21 КоАП предусматривает за распространение среди детей через СМИ информации, вредящей их здоровью, аналогичные штрафы, а в нашумевшем законе о защите подрастающего поколения от пропаганды наркомании и алкоголизма среди прочего упомянута и нецензурная брань. Тем не менее, профильный думский комитет рекомендовал документ к рассмотрению в первом чтении.

«Мы восполним пробел, который существует. И создается парадокс, когда за нецензурную брань в общественных местах штраф есть, а за эту же нецензурную брань, сказанную в средствах массовой информации, наказание не предусмотрено», — цитирует Сергея Железняка Первый канал.

К слову, в ходе обсуждения данной законодательной инициативы даже Владимир Жириновский (который сам не стесняется награждать оппонентов малоприятными эпитетами и оттого не раз лишался слова), признался, что у него порой «уши вянут», когда он слушает радио. Правда, политический долгожитель пошел еще дальше и призвал штрафовать СМИ не только за брань, но и за чрезмерное использование в материалах англицизмов вместо русскоязычных аналогов. «А то каждый день «перфоманс», «перфоманс». Ну, «представление» по-русски. Нет, давай вставлять эти англицизмы!» — возмутился он.

При этом, по словам депутата Дмитрия Вяткина, у соответствующих органов могут возникнуть претензии к СМИ, даже если табуированные слова будут «запикиваться» в эфире или писаться с купюрами в печатных материалах. Более того, парламентарий уверен, что рано или поздно Думе придется запретить мат и в художественных произведениях.

Как, пожалуй, и следовало ожидать, в медиасреде «морально-нравственные» поползновения депутатов были восприняты в штыки. Например, Максим Ковальский — экс-главред журнала «Коммерсантъ-Власть», который в свое время опубликовал фотографию избирательного бюллетеня с крупной матерной надписью поперек, — считает, что всегда необходимо учитывать контекст. Например, упомянутый скандальный снимок был не чем иным, как цитатой. «Как и многие другие слова, матерные могут употребляться в бранном и небранном смысле. Граница проходит не между матерными или нематерными словами, а между разными целями высказывания», — сказал он в интервью «Известиям».

Старший научный сотрудник Института русского языка РАН Елена Шмелева уверена, что в любом произведении, адресованном широкой аудитории, не должно быть мата. Брань допустима только для художественных целей и подготовленной публики: например, если из анекдота выкинуть крепкое словцо, пропадет его соль, но в то же время на «нецензурный» спектакль или фильм приходят совершенно разные люди, и их это может оскорбить. По ее словам, мат — это богатство русского языка, которое исчезнет при отсутствии табу.

«В русской культуре долгое время было табу на употребление мата в публичном пространстве, но в последнее время оно сильно пошатнулось: для людей эти слова стали обычными, — рассказала она в эфире Би-би-си. — И законодательная инициатива ситуацию не изменит. Что-то дает только просвещение, это надо объяснять с детства, в школе и семье».

И действительно, когда по ТВ в прайм-тайм идет боевик в стиле «производственный фильм из жизни мафиози», где главные герои с удовольствием простреливают оппонентам головы, употребляют наркотики и нарушают все возможные запреты, но при этом самый гнусный злодей выражается, как выпускник духовной семинарии, выглядит это по-ханжески. В США, к примеру, с конца 60-х действует разработанная Американской киноассоциацией система возрастных рейтингов, которые присуждаются фильмам. Так, на ленту с рейтингом «R» не пустят ребенка младше 12 лет, потому что в ней много сексуальных сцен, насилия и непристойной лексики, а фильм, получивший отметку «NC-17», предназначен только для взрослых по тем же причинам. В то же время тамошние популярные комики собирают огромные залы и льют со сцены потоки брани и неполиткорректных шуток под аплодисменты зрителей, вот только ребенка на такое представление не пустят и DVD с этой записью не продадут, а любители жанра имеют возможность наслаждаться любимыми шоу на платных кабельных каналах.