Москва. Спасти Круговое депо

Судьба Кругового депо Николаевской железной дороги вновь вызывает опасения у защитников старой Москвы. Уникальный памятник XIX века, построенный по проекту Константина Тона, все же предлагают частично демонтировать. В РЖД утверждают, что снос неизбежен. Найдется ли компромиссный вариант?

Слева — поезда в Петербург, справа — в Ярославль. А это здание почти затерялось среди малопримечательных железнодорожных построек. Между тем — это Круговое паровозное депо, и оно уникально.

Это первое железнодорожное депо в Москве. Работало оно по такому принципу. Паровоз заезжал в центр круга, на специальную платформу, которая под действием механизмов поворачивалась. Дальше паровоз отправлялся в так называемое стойло. Которых здесь 20.

Ещё недавно здесь были офисы. Пару лет назад РЖД выкупило здание — чтобы снести его и построить железнодорожные пути. Общественность забила тревогу — постройку, вроде бы, спасли. И стали разбирать надстройки советских времен.

«Одно из частей здания, которое раньше принадлежало заводу «Макет» — это более поздняя пристройка, построенная примерно в 50-60-е годы», — говорит Владимир Волков, начальник группы заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов ДКРС ОАО «РЖД».

Когда сняли офисные потолки и удалили штукатурку, открылась оригинальная кладка, выполненная по проекту архитектора Ленинградского вокзала.

«Показались великолепные детали, узорно-кирпичная кладка. Все это сохранилось с середины XIX века, и все это было разработало под проектом и под руководством величайшего русского архитектора Константина Тона», — объяснил Юрий Егоров, координатор общественного движения «Архнадзор».

На сводах сохранилась паровозная копоть. Ей как минимум 100 лет. Но, несмотря на то, что ценность кругового депо зафиксирована, здание объявлено выявленным памятником — в РЖД не отказываются от задуманного.

«Уйти вниз под него каким-то туннелем невозможно. Чтобы разогнать путь на такие высоты, придется смещать вокзал. Каким-то образом поднять его и передвинуть опять же не позволяет историко-архитектурный ансамбль вокруг него», — отметил Владимир Волков, начальник группы заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов ДКРС ОАО «РЖД».

Вот проект, который железнодорожники считают самым удачным. По нему девять так называемых паровозных стойл разбираются. И по этому месту пускают пути. А само здание становится вокзалом для скоростных поездов. Но такой вариант может погубить здание.

«Не бывает такого, что здание наполовину памятник, а наполовину не памятник», — продолжает Юрий Егоров.

Окончательный вариант проекта еще не утвержден. РЖД и общественные организации продолжают искать компромиссный вариант.