«Ленинградское дело»: о строительстве КАД

Все началось еще прошлым летом, когда в СМИ громогласно было объявлено о раскрытии схемы финансовых махинаций при строительстве в Санкт-Петербурге кольцевой автодороги (КАД) и обещаны громкие и скорые посадки сильных мира сего, прежде всего — связанных с властями времен экс-губернатора Валентины Матвиенко.

Кто-то помнит сегодня об этом? Информационно-криминальный пузырь полностью сдулся и канул в лету…

Следующая шумиха поднялась в начале октября 2012 года, когда скандал в ЖКХ Санкт-Петербурга разгорался вокруг обвинений в хищении из бюджета почти миллиарда рублей, выделенных на ремонт крыш и чердаков. В Жилищном комитете Смольного прошли обыски. Поводом для массовых проверок коммунальных служб города послужили печальные итоги снежной зимы 2010-2011 годов. При этом назначенный уже новым губернатором города Георгия Полтавченко председатель Жилищного комитета проведению следственных действий всячески содействовал, рассчитывая вывести с их помощью на чистую воду не чистых на руку работников жилкомслужб.

Возможно, в этих действиях были и второе, и третье дно. Можно предположить, что таким образом расчищалась городская поляна на рынке госзаказов в сфере ЖКХ, убирались структуры, связанные с людьми предыдущего губернатора, освобождалось место для «своих». Кроме того, таким образом наносился превентивный информационный удар в преддверии новой зимы: создавался образ нерадивых коммунальщиков старой команды, которых сторожит и выводит на чистую воду команда нового градоначальника. В случае провалов по уборке города — будет на кого свалить вину. Но громкого дела не вышло. Газеты писали, в интернете обсуждали, а знаковых разоблачений не произошло. Поговаривали, что в «деле о крышах» обозначились связи с родственниками власть в городе предержащих…

Однако спустя пару месяцев в СМИ вновь прогремел коррупционный скандал из Санкт-Петербурга. На этот раз из Москвы была вызвана (чуть ли не лично губернатором!) внушительная бригада для проведения следственных мероприятий в сфере ремонта теплотрасс, проведенного в последние годы Комитетом по энергетике и инженерному хозяйству. В ходе обыска в квартире председателя Комитета, назначенного на эту должность уже при Полтавченко, нашли 18 млн. рублей, 100 тыс.долларов, 100 тыс. евро и сертификат Сбербанка на предъявителя на 11 млн. рублей. Но под стражу был взят не он, а его предшественник времен Валентины Матвиенко. То есть относительно громкие посадки начались, но своеобразные, наталкивающие на мысль, что важно не криминальную схему раскрыть, а накопать компромат на «предыдущих». Опять же есть и второе, и третье дно: таким образом можно и конкурентов из бизнеса убрать, и всем показать виновных в имеющихся недоработках.

Впрочем, похоже, что в данной ситуации «разборки» идут уже не только между старой и новой командами чиновников Смольного. Среди задержанных фигурируют несколько весьма заметных фигур, и прежде всего это Андрей Олегович Кадкин — учредитель не менее двадцати коммерческих структур в Петербурге (в том числе и проходящего по «трубному делу» ООО «Петроком»), но более известный как совладелец петербургского «Спортивного клуба дзюдо «Явара-Нева» (где его доля — 25%). Основной же владелец этого клуба — друг детства Путина, известный предприниматель Аркадий Ротенберг (его доля — 75%).

То есть разрывы снарядов стали слышны уже на самом верху. Похоже, что все уменьшающиеся ресурсы в стране делят самые сильные мира сего, а экономический кризис заставляет принимать все более жесткие решения. Это раньше можно было договориться и как-то разделить прибыль и ресурсы, а теперь делить на всех уже не получается. Отголоски этой борьбы за куски усыхающего пирога мы и видим в Санкт-Петербурге.

Летом на самый верх противостояние так и не вылилось — видимо, дела были еще не так плохи, и оставалась возможность договориться по-хорошему. В начале осени тучи начали сгущаться, а зимой зазвучали уже раскаты грома. Дойдет ли до реальной грозы — покажет время. Когда не дай бог, город начнет трясти уже не только от информационных войн, но и от реальных судебных процессов типа нового «Ленинградского дела».