Вторая часть киотского балета

Действие Киотского протокола продлено — в начале этого года должны быть ратифицированы поправки к нему. Переговоры 195 стран, прошедшие в конце минувшего года в Дохе (Катар), показали: государствам проще договориться о военных санкциях в отношении какой-нибудь буйной страны, чем сторговаться, как спасать «природу-нашу-мать».

Россия отказалась участвовать в КП-2 — т. е. не взяла на себя обязательств снижать выбросы парниковых газов, но и из Киотского протокола не вышла.

Почем «горячий воздух»?

Представители РФ еще три года назад заявляли: Киотский протокол себя исчерпал, нужно новое соглашение, обязывающее все страны-участницы снижать выбросы (Киотская договоренность обязывала только развитые государства). Но мировое сообщество отодвинуло новое соглашение на 2020 год, а Киотский протокол продлило, назвав это вторым периодом.

И Россия вышла из игры, потому что — что за игра такая? Чемпион по загрязнению Китай, как и Индия (у нее «бронза»), снижать выбросы не обязаны, поскольку относятся к развивающимся странам, хотя все знают, как рванула вперед экономика Китая. США («серебряный» призер ) изначально протокол не ратифицировали, а президент Барак Обама не стремится стать «климатическим ястребом», то есть решиться на более смелые обязательства, хотя бы внутренние. Канада вышла еще в самом начале действия КП. Япония (тоже из главных загрязнителей) не пошла на второй срок. И Россия, четвертая по выбросам, поглядев окрест, высказалась примерно так: «Теперь обязательства будут покрывать от силы 17% глобальных выбросов? Я так не играю».

Выбыв из игры, наша страна осталась при огромном багаже накопленных «фишек» — квот на разрешенные выбросы, неизрасходованных в течение первого периода. Сейчас у нас едва ли не половина всех мировых нереализованных квот так называемого горячего воздуха. Они перекочевали во второй период, «горячий воздух» мы можем продавать тем странам, которые, развивая промышленность, покоптят небо больше дозволенного, но предложение сильно превышает спрос. На второй период КП человечество не взяло на себя повышенных обязательств, а значит, чужие квоты не так и понадобятся.

Есть и другие неувязки в КП-2: страны должны удерживать свои «выхлопы» на уровне среднего значения в 2008 — 2010 годах, а излишки, повторим, покрывать квотами, сбереженными в первом периоде. Но как это провернуть, например, Белоруссии и Казахстану, если в первом периоде они не участвовали и, значит, формального запаса квот у них нет?

Кроме того, «горячего воздуха» у разных стран (в особенности у тех, чья промышленность еще не работает в полную силу) скопилось столько, что человечество может оказаться в роли пухленькой дамы, которая месяц воздерживалась от сладкого, а по окончании диеты разом умяла десять эклеров. Если каждая страна примется расточать накопленные квоты, то общему стремлению снизить выбросы к 2020 году останется помахать ручкой. Вся диета насмарку.

А у нас в квартире газ

Ангелина Давыдова, эксперт Русско-немецкого бюро экологической информации, комментирует: — Ожидания от тех переговоров были намного более высокими и в области принятия странами обязательств, и в части финансирования.

Причин для сложностей во взаимопонимании много. Во-первых, изначальный инициатор всего «зеленого», Евросоюз, из-за глобального кризиса стал прижимистее. Во-вторых, в решении климатических вопросов все государства равны вне зависимости от масштабов; и если африканские страны (которых больше полусотни) упрекают развитые, дескать: «вы гадите — вы и платите», то это не проигнорируешь.

Сталкиваются интересы и межгосударственные, и внутригосударственные. К примеру, российское правительство охладело к международным обязательствам и предпочло внутренние (сами себе цель ставим — сами перед собой отчитываемся); но российский бизнес, напротив, ратовал за международные обязательства — какая-никакая защита от коррупции.

— Теперь главная интрига — в той национальной цели, которую возьмет на себя Россия, — считает Ольга Сенова, руководитель Климатического секретариата Российского социально-экологического союза.

По ее словам, если Дмитрий Медведев в свое время декларировал снижение выбросов на 25% к 2020 году, то из неофициальных источников экологам стало известно: в планах Минприроды указано сокращение на 15 — 25% к тому же сроку. Это уже не так убеждает в намерении государства повышать энергоэффективность своей экономики.

Помогите кто может

Новое международное соглашение по сокращению выбросов, повторим, должно прийти в действие в 2020 году. А до 2015-го страны определятся с обязательствами. Пока неизвестно даже, в каких единицах будут эти обязательства: можно считать выбросы и на единицу ВВП, и на душу населения, и выбросы в целом. Если «на душу», так Китай — чистюля: скромно переминается в восьмом десятке стран.

И, к слову, тот же Китай, как отмечает Ангелина Давыдова, уже проворачивает «зеленую революцию». В нескольких провинциях стартует эксперимент по внедрению низкоуглеродной экономики. И страна бойко внедряется на рынок низкоуглеродных технологий известным китайским способом: творчески скопировать чужое и продавать дешевле. Поднебесная своими солнечными батареями уже задвинула прежнего лидера в этом деле, Испанию.

В России тоже многие регионы и отдельные города составили собственные планы по снижению выбросов. Но разве что Свердловская область решилась на максимум — к 2020 году сократить выбросы на 25%. Петербург на такое не замахнулся.

В целом амбиции России (4,5% энергетики — от возобновляемых источников) кажутся детскими: в Германии, тоже мощном «загрязнителе», уже сейчас доля возобновляемой энергетики составляет 20%. Но и наша скромная цель пока далека: сейчас в России лишь 1% энергии из возобновляемых ресурсов.

Россия, как утверждают многие эксперты, от причастности к КП-2 ничуть бы не проиграла, а вот от неучастия потерять может. Например, прикроется возможность вложиться в международные проекты так называемого совместного осуществления, когда одна страна реализует на территории другой проект по сокращению выбросов, таких за время первого периода КП в России было больше 150.

…Климатологи твердят: всех принятых обязательств не хватит, чтобы сдержать потепление в рамках 2 градусов (некоторые пугают потеплением на 4 — 6 градусов к 2100 году). Политики отбрыкиваются привычными сомнениями вроде «а виноват ли человек?».

— То, что экстремальных погодных явлений становится больше, — это факт, — утверждает Лев Карлин, ректор Российского государственного гидрометеорологического университета. — И это объяснимо: температура растет, а значит, атмосфера начинает более энергично жить, пытаясь приспособиться к воздействию внешних факторов. А вот виноват ли в этом человек? Да, виноват. Другое дело, что преувеличивать его долю вины не надо.

Как считает Лев Карлин, вина человека — примерно в трети факторов, влияющих на потепление. Это немало: СО2 «живет» в атмосфере десятилетиями, а мы только и делаем, что подбрасываем до кучи.

Тем временем тихоокеанское островное государство Кирибати уверенно уходит под воду и вынуждено покупать земли на Фиджи, чтобы переселять свое население. Представьте себе, что такое случилось у нас (Лев Карлин, впрочем, обещает, что петербуржцам затопление не грозит), — очевидно, что в любой нормальной деревне после наводнения помогать пострадавшим кинулись бы сообща. Однако на прошедшей в Катаре конференции (которая должна была разобраться с подобными финансовыми вопросами) все ограничилось лишь рекомендацией развитым странам «скидываться по возможности».