Каким будет мир после глобализации?

Советник по глобальной макроэкономике, основатель и редактор журнала «International Economy» Дэвид Смик изложил свои соображения относительно того, что должно прийти на смену модели глобализации в книге «Искривлённый мир: Скрытые опасности глобальной экономики». Его предсказания, вкратце, таковы:

Через четыре года политическая партия, которая сейчас контролирует Белый дом, окажется отлучена от власти минимум на одно поколение. Это произойдёт вследствие ужасающих экономических проблем.

Я говорю не только о «бюджетном обрыве» и «бюджетной игле», которыми финансист Билл Гросс недавно охарактеризовал неспособность Вашингтона сдерживать лопающийся сегодня долговой пузырь.

Риск исходит от ещё более фундаментальной проблемы: Модель глобализации, упорно реализовывавшаяся в последние 30 лет, трещит по швам. И её должна будет заменить некая новая модель.

Начиная с апреля и без того непривлекательный мир экономики стал принимать ещё более уродливые формы. Темпы роста глобального экспорта снизились. Экспорт служил для американской экономики важнейшей движущей силой, позволявшей справляться с последствиями рецессии во второй половине 2009 года.

В последнее время даже Китай и Индия, которые, как считалось, обладали неким иммунитетом от уязвимостей остального мира, оказались жертвами заклинившей глобальной торговли. Всемирная торговая организация значительно снизила свои прогнозы относительно роста объёмов мировой торговли. Материалы Конференции по торговле и развитию свидетельствуют об ослаблении экономического роста по всему миру.

Между тем Дохийский раунд (раунд многосторонних торговых, начавшийся в 2001 г.; прим. mixednews.ru) дышит на ладан. Мир находится на грани валютной войны с участием, как минимум, 12 стран, помимо Китая, совершающего манипуляции своей валютой против доллара с целью получения торгового преимущества. Испытывающий внешнеторговый дефицит Китай поднял тарифы на американские автомобили, в ответ на введение в США дополнительного налога на китайские автомобильные покрышки.

Аналитик Критон Зоакос считает, что вызванная ростом заработной платы стремительная инфляция в Китае и новые программные технологии, приводящие к снижению затрат на производство в США приводят к «устареванию» модели глобализации.

Финансовая либерализация, включая свободное движение капитала, тоже подвергается пересмотру по всему миру. Банки вдруг стали националистичными. Этот тренд усиливается регулирующими барьерами, которые вводятся после финансового кризиса и, как следствие, кризиса еврозоны. Сейчас движение инвестиционного капитала заметно затруднено.

Еврозона оказалась в самом сердце процесса деглобализации. Европейские банки традиционно были источником примерно 80 процентов финансирования торговли развивающихся рынков. Теперь эти банки, испытывающие острый недостаток капитала, вынуждены направлять капитал домой. И не вполне ясно, в состоянии ли банки США, Японии или Китая, восполнить эту брешь. Недостаток капитала в сочетании с необходимостью банков удерживать больше капитала тормозит финансирование торговли и ускоряет процесс деглобализации. Американская экономика может ещё некоторое время, прихрамывая, двигаться в таких условиях, но достичь нормального здорового роста ей вряд ли удастся.

Когда-то мы переоценили возможности глобализации, считая её курицей, несущей золотые яйца. Сегодня мы даже не представляем, каким будет мир после глобализации.