РФ: ситуация с обеспечением армии бронетехникой обострилась

В последние годы резко обострилась ситуация с обеспечением российской армии современными образцами бронированной техники. Информация из кабинетов Министерства обороны стала доступной общественности и простые россияне понимают, что в сфере вооружения, несмотря на все позитивные прогнозы властей, существует реальная проблема и, причем, весьма серьезная. Прежде всего, это связано с отсутствием интереса самих российских военных к отечественному производству, что выразилось в критических высказываниях Главкома сухопутных войск Постникова по поводу танка Т-90 и его модификаций. Не менее значимая проблема, это то, что в России осталось фактически одно предприятие Уралвагонзавод (УВЗ), которое производит танки для обеспечения не только внутреннего рынка, но и экспортных поставок.

Производство танка Т-90 в усовершенствованном варианте Т-90А для поставок на вооружение российской армии было восстановлено после длительного перерыва лишь в 2004 году. В период 2004-2007 годов для Министерства обороны России было изготовлено в сумме 94 танка Т-90А, а в 2007 году был заключен трехлетний контракт на производство в период 2008-2010 годов на УВЗ для перевооружения Российской армии 189 танков Т-90А. Необходимо отметить, что при перенасыщенности танкового парка в России приобретения Т-90А производились с целью поддержания постепенно умирающего танкового производства на УВЗ. Когда действие трехлетнего контракта истекло между УВЗ и Министерством обороны России возникли довольно серьезные разногласия по вопросу дальнейших закупок Т-90А, но руководство УВЗ в итоге смогло пролоббировать заказ на изготовление и поставку дополнительной партии танков Т-90А на период 2011 года.

На данный момент времени Т-90А в его нынешнем модернизированном облике следует считать не совсем соответствующим современным требованиям к боевым бронированным машинам. Танк имеет маломощный (по современным меркам) двигатель — 1000 л.с., а так же морально устаревшую трансмиссию, недостаточную защиту, устаревшие системы управления огнем и ведения наблюдения, не отвечающую современным требованиям пушку, не имеет танковой индивидуальной информационно-управляющей системы. Не внесены изменения и в такое уязвимое место всех танков семейства Т-72, как расположение боеприпасов. Так же на серийных Т-90А не использовались даже некоторые вполне надежные и отработанные современные технические решения. Совершенствование Т-90 велось в большей части вяло, виновными, за что необходимо считать в равной степени считать как УКБТМ и УВЗ, так и Министерство обороны.

В последнее время на Уралвагонзаводе активизировали работы по разработке нового модернизированного варианта танка на основе Т-90, обозначаемого Т-90АМ. В модернизированном варианте танк получил новую башню с современным автоматом заряжания с размещением большей части боезапаса в отдельной кормовой нише, совершенно новые приборы наблюдения и управления огнем, улучшенную защиту, а так же новую 125-мм пушку 2А82. В 2009 году был создан макетный образец Т-90АМ, который проходил испытания и доработки, но позиция Министерства обороны в его отношении пока неопределенная и нет точной уверенности в том, что новая машина поступит на вооружение.

На протяжении длительного периода времени будущее российского танкостроения связывалось с созданием конструкторами УКБТМ танка совершенно нового поколения «объект 195» по сути это принципиально новая конструкция. Экипаж этой боевой машины размещается в изолированном отделении (капсуле) корпуса, вынесенное расположение вооружения — 152-мм и 30-мм пушки, современные системы наблюдения и контроля над управлением огнем, танковую индивидуальную информационно-управляющую систему, двигатели перспективных типов, комплексы активной защиты. Опытные образцы танка прошли испытания, но в конце 2010 года НИОКР по программе были остановлены Минобороны России под предлогом непомерной стоимости и сложности танка.

После сворачивания программы по разработке «объекта 195» УКБТМ начал разработку по заказу военного ведомства «тяжелой унифицированной платформы» под названием «Армата» на основе конструктивных наработок по теме «объекта 195». В качестве основой «платформы» должен приняться новый основной танк массой около 50 т, использующий большую часть элементов конструкции использованной на «объекте 195». Кроме того, на базе новой «платформы» предусмотрено создание целого ряда машин, включая тяжелую бронированную БМП и другие. Готовность новой «Арматы» ожидается только после 2015 года.

К серьезным проблемам, с которыми сталкиваются российские танкостроители при перспективных работах, относятся нехватка средств и отсутствие освоенного в изготовлении танкового дизельного двигателя с минимальной мощностью более 1000 л.с. и серьезное отставание в создании целого ряда электронно-оптических комплексов. В целом совершенно очевидно, что российскому танкостроению крайне необходим своего рода качественный прорыв в касательстве создания нового и современного поколения тяжелой бронетехники не только для внутреннего, но и для внешнего рынка. Такой прорыв сможет обеспечить только доведение в достаточно короткие сроки до массового производства танка Т-90АМ, а позже и платформы «Армата».

Если с производством тяжелой бронированной техники Россия пытается определиться, то с производством легкой бронетехники просвета в развитии производства не видно. К сожалению, необходимо признать тот факт, что Россия значительно отстает в сфере предложений и разработок от мирового уровня в этой сфере. Большая часть ответственности лежит на Министерстве обороны, но не стоит снимать долю ответственности и с самих разработчиков. И военные, и разработчики показали, что они неспособны не только отследить, но и правильно воспринять существующие мировые тенденции в развитии легкой бронетехники. Первые попытки побороть это отставание были предприняты в 2009 году. В результате наблюдается откровенная узость и низкую конкурентоспособность нынешних серийных предложений отечественной оборонной промышленности в сфере легких и средних бронированных машин. Фактически на данный момент они ограничиваются двумя типами – колесным бронетранспортером БТР-80 и боевой машиной пехоты БМП-3, которые технически находятся на том же уровне, что и в момент своего создания 25 лет назад. Общей технической чертой обоих этих типов боевых машин является слабая защищенность и низкий модернизационный потенциал.

Ощутимое отставание России наблюдается и в создании современных комплексов управления огнем и наблюдения для бронетехники, боевых информационно-управляющих комплексов для бронетехники конкретно и в целом для решений на поле боя. Длительное время в нашей стране отсутствовали и предложения по современным комплексам вооружения для бронетехники – дистанционно управляемых турелей с системами управления огнем и наблюдения работающими независимо от времени суток. Показательным является тот факт, что первые прототипы подобных турелей, ставших Западе стандартом для легкой бронетехники, были продемонстрированы в нашей стране только в 2009 году.

Производство БМП-3 для обеспечения потребностей Министерства обороны России было возобновлено на КМЗ лишь в 2005 году и по 2010 год российские военные приобрели более 300 машин новых выпусков. Очевидно, производство для перевооружения Российской армии будет длиться еще в течение нескольких лет на уровне не более 60-80 единиц в год.

На КМЗ (город Курган) велись обширные работы по усовершенствованию БМП-3, которые включали в себя создание варианта БМП-3М и оснащение машины дополнительными бронированными листами и комплексами пассивной и активной защиты. Созданы также ее различные варианты для морской пехоты – БММП и БМП-3Ф. При этом на данный момент БМП-3М не производится ни для перевооружения Российской армии, ни на экспорт.

Сегодня конструкция БМП-3 явно устаревает. Специфической особенностью всех существующих видов отечественных БМП является сравнительно низкий уровень защищенности с учетом подвижности и огневой мощи. Повышение степени защищенности БМП-3 разработчики видели главным образом за счет внедрения систем активной и динамической защиты. Реально до текущего времени внедрения подобных систем защиты на устаревший БМП-3 в эксплуатации реализовано не было. В итоге строевые БМП-3 обладают, вероятно, наиболее слабым среди всех современных типов БМП в мире уровень зашиты и бронирования. В настоящее время по договору с Министерством обороны ведутся НИОКР по разработке более защищенной машины по теме «Курганец-25» с общим боевым весом более 25 тонн, однако поступление подобной машины на вооружение российской армии ожидается после 2015 года.

Производство остающегося ключевым типом отечественной легкой колесной бронетехники БТР-80 на АМЗ (город Арзамас) ведется с 1986 года. После 2000 года закупки для обеспечения внутренних заказчиков выросли, и достигли 200-250 машин в год. БТР-80 и его последующие версии необходимо считать откровенно устаревшими учитывая слабое бронирование, недостаточную противоминную защиту, недостаточную удельную мощность, не самая удачная компоновка и внутренняя затесненность. Единственным важным их преимуществом является крайне низкая цена. На АМЗ ведутся работы по модернизации БТР-80, но не вносят серьезных изменений в его боевые качества и ограничиваются лишь улучшением отдельных технических характеристик. Так, в 2010 году Министерство обороны закупило БТР-80М с модернизированным двигателем, а в конце 2010 года, были приобретены модификаций БТР-82 и БТР-82А с еще более мощными силовым агрегатом, внедрением стабилизации вооружения, а так же некоторым усилением защиты.

Пока основным перспективным изделием АМЗ в сфере колёсных БТР является 21-тонный БТР-90 «Росток», но его испытания длятся с начала 90-х годов и доработки которые вносятся конструкторами, не удовлетворяют тем требованиям, которые предъявляют военные. БТР-90 отличается значительно увеличенным уровнем защиты, мощностью силового агрегата и огневой мощью. При этом БТР-90 практически сохранял компоновку с расположением двигателя в задней части, что делает высадку десанта затруднительной и усложняет задачу создание на его основе боевых машин специального назначения. В итоге Минобороны отказалось от закупки партии БТР-90 в его существующем виде. Вместо производства и усовершенствования модели БТР-90 на АМЗ были инициированы работы над моделями БТР с колесной формулой 8х8 и имеющих задний десантный выход, улучшенную защиту и современную модульную компоновку. Примерно с 2005 года на заводе велись работы по созданию боевой машины под кодовым названием «Гильза», но в последнее время по заказу Министерства обороны разрабатывается перспективная колесная платформа среднего класса «Бумеранг» с массой 25 тонн.

Недостатком всех конструкций легких бронированных машин, созданных в России на протяжении последних два десятилетия, является их низкая противоминная защищенность, а серийные ЛБМ с усиленной противофугасной и противоминной защитой сейчас на вооружении российской армии отсутствуют вовсе. Именно по причине отсутствия подобной отечественной техники Минобороны России решило восполнить недостаток за счет закупки итальянских ЛБМ Iveco LMV, которые обладают усиленной противоминной защитой.

Только в последние несколько лет российские разработчики приступили к осуществлению собственных НИОКР по созданию отечественных машин с усиленной противофугасной и противоминной защитой (типа MRAP). В 2009 году ООО«ВПК» представило прототип 12-тонного бронеавтомобиля класса MRAP СПМ-3 «Медведь» и серию облегченных бронеавтомобилей «Волк» модульной установки. Правда, необходимо признать, что противоминная защита, установленная на первых машинах серии «Волк» выглядит явно недостаточной, что вызвало необходимость проведения разработок его новых модифицированных вариантов. МВД России, которое финансирует НИОКР на легкие бронированные машины класса «Антиградиент» (полноценный MRAP) и «Ансырь» (легкий броневик). Наконец, в интересах Минобороны начата разработка совершенно новой колесной платформы легкого класса «Тайфун». Но, очевидно, что отработку и доведение всех перечисленных машин и проектов до запуска в серийное производство следует ожидать только через несколько лет.

Проблема России связанная с обеспечением собственных вооружений современными образцами бронированной техники может решиться лишь в том случае, если правительство примет государственные программы, направленные на развитие отечественного ОПК. В противном случае есть высокая доля вероятности, что наши танкисты через несколько лет будут управлять немецкими «Леопардами» и итальянскими Iveco LMV, которые к тому времени устареют как в боевом отношении, так и в техническом.