Поэта убили за критику «демократического» руководства Чечни

Следственное управление по САО ГСУ СК РФ по Москве завершило расследование уголовного дела об убийстве известного чеченского поэта, общественного деятеля, проректора Современной гуманитарной академии Руслана Ахтаханова. Окончательные обвинения в соучастии в этом преступлении предъявлены двум жителям Чечни — Майербеку Умаеву и Зелимхану Каримову. Еще один предполагаемый участник нападения, Руслан Хайдарханов, объявлен в розыск. В материалах дела говорится, что с поэтом расправились за критические высказывания о «демократически избранном» руководстве Чеченской республики.

Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, 15 января следователь предъявил Умаеву и Каримову обвинения в окончательной редакции по части 1 статьи 105 УК РФ (убийство) и статье 222 УК РФ (незаконное хранение оружия). В ближайшее время они получат возможность начать знакомиться с материалами дела. В отдельное производство выделены материалы в отношении жителя Чечни Хайдарханова, который, как считают следователи, непосредственно стрелял в Ахтаханова. Он скрылся и сейчас объявлен в федеральный розыск.

Один из бывших чеченских силовиков рассказал «Росбалту» следующее: «По моим данным, речь может идти о Руслана Хайдарханове. Когда-то он был бойцом спецбатальона «Восток» и являлся личным телохранителем командира батальона Сулима Ямадаева (был застрелен в ОАЭ в 2009 году – «Росбалт»). Однако потом ушел из «Востока» и перешел на сторону подразделений, близких Рамзану Кадырову. Однако и оттуда он вскоре уволился, поскольку пристрастился к наркотикам. Последнее время я о нем ничего не слышал».

Источник «Росбалта» в правоохранительных органах, отмечает, что в материалах дела мотивом преступления называется месть за критику чеченских властей, совершенная из чувства «ложного патриотизма». Вначале об этом сообщил на допросе Каримов, впрочем, потом он от своих показаний отказался. «В ходе следствия был найден свидетель, близкий друг Ахтаханова, который подтвердил, что Руслан несколько раз негативно отзывался о руководстве республике. Это были не публичные заявления, но о них могли узнать в Чечне», — отметил источник агентства.

По версии следствия, в 2011 году Хайдарханов предложил в Грозном Майербеку Умаеву и Зелимхану Каримову совершить убийство Руслана Ахтаханова за то, что тот негативно высказывается о руководстве Чечни. Как считают в отделе ГСУ СК РФ по Москве, Умаев через знакомых наркоманов приобрел автомобиль Ford Focus, на котором впоследствии скрылись злоумышленники. Также он попросил двух приятелей купить три сим-карты компании «Мегафон», использовавшиеся нападавшими в момент подготовки и исполнения преступления. Каримов же передал Хайдарханову орудие преступление – травматический пистолет, переделанный под стрельбу боевыми патронами. Его он привез с собой из Чечни.

Следователи полагают, что в Ахтаханова стрелял непосредственно Хайдарханов, а Умаев и Каримов вели слежку за поэтом, а потом помогли преступнику скрыться с места убийства.

Первым, еще в марте 2012 года, был задержан Майербек Умаев. Расследуя убийство Ахтаханова, столичные оперативники провели «работу» с наркоманами, один из которых рассказал, что незадолго до преступления продал Ford Focus (его использовали нападавшие) чеченцу по имени Майербек. Умаева доставили на допрос, где он неожиданно написал явку с повинной. Сообщил, что сам стрелял в Ахтаханова и дал весьма туманное объяснение своим действиям: мол, поэт через какой-то фонд расхищал деньги, предназначенные для жителей Чечни. Знакомые Майрбека сообщили «Росбалту», что получить у него подобный документ, как и любой другой, не очень сложно — он является наркоманом (в частности, имеет непогашенную судимость за хранение героина). Якобы потом Умаеву предложили еще признаться и в соучастии в расстреле бывшего полковника Юрия Буданова. Майербек попросил время на раздумье, но в результате не только не взял на себя убийство Буданова, но и отказался от ранее написанной явки с повинной.

Следователи стали выяснять, с кем Умаев наиболее тесно общался перед убийством поэта. Таким человеком оказался другой чеченец – Зелимхан Каримов. 8 сентября 2012 года он был задержан в поселке Лазаревское Краснодарского края, где отдыхал вместе с семьей. «Оперативники в масках на микроавтобусе повезли его в Москву, — рассказали «Росбалту» знакомые Каримова. — По пути они остановились, вывели его в лесополосу, где весьма настойчиво убедили написать явку с повинной».

Окончательное признание Зелимхана было оформлено в столице, в кабинете следователя. Из документа следовало, что как-то Каримов отдыхал вместе с Умаевым в одном из кафе Грозного. За столик подсел некий неизвестный мужчина, представившийся Ахмедом. Во время беседы он заявил, что в Москве живет Руслан Ахтаханов, который зарабатывает за счет филиалов Современной гуманитарной академии, расположенных в Чечне. Несмотря на это, он позволяет себе оскорбительные высказывания в отношении «демократически избранного руководства республики» (так написано в явке с повинной – «Росбалт»). «Мы, как патриоты своей родины, были возмущены этим фактом и решили, что должны убить Ахтаханова», — указал в признании Зелимхан.

Примечательно, что люди из окружения поэта говорили ранее «Росбалту» о его отличных отношениях с Рамзаном Кадыровым. Ахтаханов даже посвятил руководителю республики одно из своих стихотворений.

Согласно показаниям Умаева, вскоре после разговора с Ахмедом мужчины через Минеральные воды вылетели в Москву, где начали подготовку к задуманному. Так, они установили наблюдение за Ахтахановым, Зелимхан передал Ахмеду пистолет, который ранее привез из Чечни. Из этого оружия 15 ноября 2011 года поэт и был застрелен у подъезда дома на Беговой улице. Следствие считает, что исполнителем преступления был Ахмед. Несмотря на то, что Умаев и Каримов не сообщили никаких данных сообщника, оперативники смогли его вычислить среди пассажиров, совершавших перелеты с Зелимханом и Майрбеком. Им оказался Руслан Хайдарханов. Его объявили в розыск.

Знакомые обвиняемых говорят об их непричастности к преступлению. «Явки с повинной писались под давлением и под диктовку, — рассказали они «Росбалту». — Зелимхан — человек простой, он даже такого слова «демократический» не знает. Нынешняя версия следствия не выдерживает никакой критики. Получается, что Ахтаханова убили фактически просто так: после негативного отзыва о нем незнакомого им Ахмеда».