Немцы все чаще ищут родительское счастье за границей

Многие бездетные жители Германии мечтают усыновить или удочерить ребенка. Но в Германии на всех желающих не хватает сирот, и далеко не все желающие отвечают строгим немецким нормам.

В Германии много бездетных семейных пар. Однако шанс обрести родительское счастье, усыновив немецкого малыша, невелик. Сироты в Германии — в дефиците: на одного ребенка приходится от 11 до 13 потенциальных родителей.

В России — прямо противоположная ситуация. Как сообщила вице-премьер российского правительства Ольга Голодец, на 128 тысяч детей-сирот, нуждающихся в приемных родителях, есть только 18 тысяч семей, готовых усыновить ребенка. Согласно исследованию, проведенному американской организацией Kidsave International, в России восьми из десяти бездетных семей и в голову не приходит усыновить или удочерить детдомовского ребенка.

В Германии, помимо большой очереди на усыновление, бездетным семейным парам приходится преодолевать много других препятствий. Немецкое законодательство предъявляет очень жесткие требования к приемным родителям.

Не только возраст и материальное положение

Усыновить ребенка может как одинокий человек, так и семейная пара, что предполагает согласие и мужа, и жены. Минимальный возраст одного из родителей — 25 лет. Если речь идет о супругах, то младший из них не может быть моложе 21 года. Верхний возрастной предел законом не установлен, однако ответственные ведомства считают, что разница в возрасте между усыновителем и ребенком не должна превышать 40 лет. И это неписанное правило строго соблюдается.

Кроме возрастных критериев, есть и другие. Проверяются жилищные условия потенциальных родителей, их материальное положение, психологическая устойчивость, умственные способности, готовность к воспитанию детей, атмосфера в семье, умение разрешать конфликтные ситуации и четко выражать свои мысли.

Не имеют шансов стать родителями люди, имеющие судимость по некоторым статьям уголовного кодекса. Кроме того, права на усыновление или удочерение лишены наркоманы, мужчины и женщины, которые страдают психическими расстройствами или заболеваниями, укорачивающими жизнь.

Если речь идет об усыновлении ребенка в возрасте до 10 лет, то немецкие ведомства по делам семьи и молодежи обращают внимание на занятость будущих родителей. Предпочтение отдается парам, где муж или жена не работает или работает неполный рабочий день, что позволяет больше времени уделять приемному ребенку.

За границей порядки либеральнее

Для многих в Германии такая строгость становится непреодолимым препятствием, а потому родительское счастье они ищут за границей. Правда, чемпион по «импорту» детей — США, где родители усыновляют каждый год больше мальчиков и девочек, чем родители из всех остальных стран мира вместе взятых. Граждане Германии ежегодно привозят из-за границы чуть больше тысячи приемных детей.

Формально при усыновлении иностранцев граждане ФРГ обязаны проходить ту же процедуру, что и при усыновлении местных малышей. В ней должно быть задействовано ведомство по делам семьи и молодежи по месту жительства, а также одно из специализированных агентств, имеющих лицензию федерального управления по делам усыновления детей из других стран.

В брошюре федерального управления по делам усыновления содержатся грозные предупреждения тем семейным парам, которые вздумают усыновлять малыша за границей без подключения немецких инстанций. Проблемы предвещают и с документами на въезд в Германию, и с судебным признанием факта усыновления. Кроме того, из-за несоблюдения процедуры могут быть не в полной мере учтены интересы малыша, не говоря уже о нелегальной торговле детьми.

На практике, однако, у немецких властей мало инструментов пресечения усыновления иностранных детей в обход официальной процедуры. Да и немецкие суды, как правило, не чинят препятствий с признанием статуса нового маленького гражданина Германии. Особенно, если речь идет о странах, которые еще не ратифицировали Гаагскую конвенцию о защите детей, например — о России, и о VIP-персонах, например, о бывшем канцлере ФРГ Герхарде Шрёдере.

Русские дети Герхарда Шрёдера

Герхард Шрёдер дважды пополнял свою семью за счет детского дома в Санкт-Петербурге. В 2004 году чета Шрёдеров удочерила девочку, а два года спустя — мальчика. Немецкие газеты, правда, писали, что и канцлеру, которому наверняка помог его закадычный друг Владимир Путин, пришлось повозиться с российской бюрократией, предоставить около 50 переведенных на русский язык и нотариально заверенных документов.

И все же правила усыновления в России либеральнее немецких: нет возрастного ценза, который стал бы в Германии для четы Шрёдеров (ему сейчас уже 68, жене Дорис — 49 лет) серьезным препятствием. Важнейшие критерии российских органов опеки — состояние здоровья, материальное положение и жилищные условия.

Герхард Шрёдер — далеко не единственный известный немец, принявший в свою семью российских сирот. Эстрадный певец Патрик Линднер, часто навещавший детские дома в России и помогавший им, в 1998 году усыновил мальчика Даниэля из Санкт-Петербурга. Примечательно, что Патрик Линднер в момент усыновления ребенка жил в официально зарегистрированном гражданском союзе со своим «другом» — Михаэлем Линком.

Приемные дочки из России — Катя и Маша — есть и в семье популярного телевизионного ведущего Гюнтера Яуха, причем, в придачу к его собственным старшим девочкам Свенье и Кристин.