70 лет назад завершено строительство Пентагона

Если говорить о том, какое офисное здание является самым крупным на планете, то ответ прост: это Пентагон. За годы существования этой пятиугольной конструкции на территории Соединенных Штатов Америки само название хорошо укрепленного комплекса стало употребляться в качестве альтернативу понятию «Министерство обороны США».

Мы часто используем слово «Пентагон», размышляя о планах и операциях американской армии, однако далеко не каждый читатель знаком с историей постройки.

Когда началась Вторая мировая война, в которой, как хорошо известно, приняли участие и американские войска, Министерство обороны США размещалось в комплексе, состоящем их 17 зданий. В этих зданиях работали в общей сложности около 26 тысяч человек. Комплексом, по правде говоря, здания Минобороны США назвать было сложно, потому что все они были разбросаны по разным площадкам округа Колумбия.

Сразу же после того, как власти США приняли решение вступить во Вторую мировую, в Минобороны приступили к реализации планов по набору дополнительного числа сотрудников. При этом кадровых и других планов было, как говорится, громадьё, а значит, что для их выполнения потребовались бы дополнительные офисные площади. В тех 17-ти постройках, которые эксплуатировались главным военным ведомством, места для всех уже не хватало.

Чтобы решить проявившуюся проблему, главный военный министр Соединенных Штатов – Генри Стимсон – решил лично обратиться к американскому президенту Франклину Рузвельту с прошением о выделении для оборонного ведомства новых площадей. Произошло это знаменательное для США событие в мае 1941 года. После просьбы, высказанной Генри Стимсоном, конгрессмены стали активно обсуждать, выделять или не выделять дополнительные территории для Минобороны. По естественным причинам было решено выделить, но только не на территории округа Колумбия, а в другом месте, потому что Вашингтон уже и так был переполнен административными постройками.

Парламентарии в ходе жарких дискуссий сошлись на мнении, что лучшим местом для нового здания военного ведомства может стать штат Вирджиния, которые от округа Колумбия отделяется рекой. Здесь располагался населенный пункт, который сегодня широко известен по всему миру. Это Арлингтон.

На том же заседании конгрессмены определили основные параметры будущей постройки. Новое здание должно быть таким, чтобы в нем, не испытывая проблем с площадями, могли одновременно находиться около 40 тысяч человек. При этом было решено построить грандиозную парковку на 10 тысяч автомобилей.

Одним из решений, которое также нужно упомянуть, было решение о высоте здания. Постройка должна была быть в высоту не выше, чем в 4 этажа, что позволило бы сэкономить на металлических конструкциях. Но для размещения в четырехэтажном здании 40 тысяч человек без проблем здание должно быть внушительной длины – в несколько километров. Это было невозможно по ряду причин.

Во-первых, сложно было найти в Арлингтоне относительно ровную неиспользованную площадку соответствующей длины, а, во-вторых, даже если такое здание и построить, то у сотрудников Минобороны США явно возникли бы трудностями коммуникационного плана: чтобы попасть из одного конца здания в другой, могло бы потребоваться до нескольких десятков минут.

Именно это и привело разработчиков эскиза к тому, чтобы создать проект компактной формы, имеющий вид пятиугольника. Для реализации этого проекта были выделены существенные по тем временам 35 миллионов долларов.

Дизайном проекта будущего здания занимался Джордж Бергстрём – знаменитый в те годы американский архитектор. Руководителем проекта назначили Джона Макшейна, занимавшегося в свое время строительством аэропорта имени Рональда Рейгана (тогда – Вашингтонского национального аэропорта), а также созданием мемориала Джефферсона.

Для реализации проекта строительства была избрана территория, которую местные жители называли Арлингтонскими фермами. Фермы располагались в непосредственной близости от национального кладбища. Территория, которая была выбрана для постройки, представляла собой заболоченные места вследствие того, что она примыкала к реке Потомак. Потребовались огромные усилия и приличные денежные средства, чтобы облагородить эти земли. Для того чтобы болота не стали причиной проблем при строительстве, в Арлингтон доставили 5 миллионов куб. метров земли и почти 0,7 миллионов тонн песка.

В процессе реализации проекта неожиданно выяснилось, что даже этих площадей недостаточно для полной реализации проекта. Пришлось пойти на крайние меры и снести несколько десятков местных производственных предприятий, а затем территорию, которую они занимали расчистить и использовать для строительства и других нужд. Другие нужды было связаны с инфраструктурой. Было решено произвести окаймление будущего военного центра дорогами по принципу перенесения формы. Дороги также сходились таким образом, что образовывали пятиугольник, который и получил название пентагон, дав в будущем название и самому зданию военного ведомства.

11 сентября (совпадение?) 1941 года началось строительство здания. Строительные работы не прекращались ни днем, ни ночью. В декабре 1941 года, когда японцы атаковали Перл-Харбор, строительство пошло еще более внушительными темпами. Уже через 16 месяцев монолитное здание было построено. Представляло оно собой образец архитектурной неоклассики при простоте форм и технологий. Основой здания, которая нивелирует влияние болотистой местности, являются 41492 бетонных сваи. Первоначально здание хотели обложить мраморной плиткой, но в те времена мрамор в США мог поставляться в достаточном количестве, разве что, из Италии, а Италия ведь была союзником нацистской Германии. Поэтому от мрамора отказались и пришли к выводу, что можно использовать известняк из Индианы.

Когда подсчитали общую стоимость нового здания, то пришли в ужас. Оказалось, что стоило оно почти в 2,5 раза больше, чем планировалось изначально – больше 80 миллионов долларов.

Геометрически здание представляет собой правильный пятиугольник, длина стороны которого составляет ровно 281 м. Внутренняя площадь составляет более 0,6 миллиона квадратных метров. При столь огромных площадях с попаданием из одного помещения в другое здесь не возникнет проблем. Было подсчитано, что для перехода между двумя самыми удаленными комнатами строения человеку понадобится не более 7 минут при ходьбе с небольшой скоростью (бежать, сломя голову, для этого не приходится). Суммарная площадь коридоров Пентагона составляет более 30 километров.

С помощью 21 моста соединяются пятиугольники, различных уровней, образующие весь комплекс зданий, интегрированных воедино. Здание имеет 23,5 метра над поверхностью земли плюс два этажа, расположенные под землей. Внутри здания можно насчитать 131 лестницу, 19 эскалаторов и еще 13 лифтов. В непосредственной близости от здания можно насчитать несколько дорог общей протяженностью около 50 тысяч метров.

Пятиугольники имеют особые названия, что упрощает адресацию внутри самого здания Пентагона. Так внутреннее кольцо обозначено латинской литерой A, а внешнее – E. Между ними располагаются другие пятиугольники.

Если вы считаете, что в здании работают исключительно военные специалисты, то вы ошибаетесь. Здесь помимо служб, занятых разработкой стратегий проведения боевых операций и военных учений, финансовых структур, подотчетных министерству и других профильных организаций работает большое количество ресторанов и закусочных, цветочных магазинов и ювелирных лавок. Можно себе представить, какую реакцию бы вызвало наличие лавки, торгующей бриллиантами в здании российского Минобороны (особенно в свете коррупционных разоблачений последнего времени).

В Пентагоне есть не только McDonald’s и пиццерия, но еще и фитнес-центр, комнаты отдыха и особые кондитерские лавки. Статистика, которая, как известно, знает всё, утверждает, что в среднем работники американского военного ведомства потребляют за сутки около 5 тысяч чашечек кофе, 800 литров молока, более 7 тысяч бутылок газировки, а также соки, мороженое и прочее, прочее.
Количество электронных сообщений, которые ежедневно поступают на электронную почту Пентагона, измеряется сотнями тысяч. В среднем, это около 1,2 миллиона электронных писем. А еще фиксируется почти 2 сотни тысяч звонков на телефоны днем и ночью.
Интересен факт о том, что в здании Пентагона туалетов почти вдвое больше, чем того требуют надобности сотрудников. Вы спросите: зачем? Дело в том, что здание строилось тогда, когда в США еще имела место быть так называемая сегрегация. Это форма дискриминации, которая не позволяла одной группе людей находиться одновременно с другой, к примеру, в одном помещении. Речь идет о разделении туалетов на те, которыми предписано пользовать белым, и те, которые предназначены для чёрн… — простите, афроамериканцев. Однако само разделение так и не проявилось, так как сегрегацией в здании Пентагона был возмущен президент Рузвельт. В итоге возмущение схлынуло, а туалеты так и остались.

В 90-х Пентагон (как здание) ждала масштабная модернизация: заменили системы энергоснабжения, усилили безопасности, поменяли компьютеры и коммуникативные системы.

Однако улучшение систем безопасности не уберегло Пентагон от удара террористов. 11 сентября 2001 года самолет рухнул на здание. Пострадало западное крыло Пентагона, в котором располагался Департамент американской армии. Тогда погибло 125 человек (речь только о сотрудниках ведомства). При этом был полностью разрушен целый сегмент, который потребовал полного восстановления. Помимо него пришлось проводить восстановительные работы на большой площади, примыкающей к разрушенной части здания.

После проведения восстановительных работ возле Пентагона возвели мемориальный комплекс в память о жертвах трагедии 11 сентября.

Не все знают, что взорвать Пентагон пытались и до 2001 года. В частности, в 90-х годах в Пентагон неизвестные присылали посылки с оставленными в них бомбами. Однако больше всего Пентагону досталось не от прямых атак, а от атак хакеров со всего мира. В последнее время в США озабочены увеличением числа кибер-атак из Китая. Для противодействия была полностью пересмотрена система электронной безопасности, внедрена система специальных цифровых кодов.

Сегодня Пентагон – это еще и самый настоящий музей, который ежегодно посещают более ста тысяч туристов.