«В век информационных технологий вывести на улицу 20 000»

Я бы не сказал, что нынешний марш — это какой-то всплеск

Я прогнозировал, что в 2013 году митинговая активность продолжится. Прогноз был довольно банальным. Для себя я видел, что те, кого мы называем несистемной оппозицией, избрали митинговую активность как основной формат действия. Наличие или отсутствие их шествия является подтверждением наличия или отсутствия политической жизни в этой оппозиции. Отсюда я и сделал вывод, что так они и будут действовать дальше — будут стараться выводить людей на митинги и шествия по любому более или менее удобному поводу.

Для власти непростыми были предыдущие два года

У них есть внутренняя проблема. Известно, что Координационный совет оппозиции был избран всего лишь на один год, а это — очень небольшой срок. За этот срок им надо доказать и самим себе, и своим сторонникам, что они дееспособны. Из этого тоже вытекает простая вещь: чтобы доказать дееспособность, нужно проводить публичные акции, и у них нет другого выхода, кроме как постоянно что-то делать в плане уличной активности. Я думаю, что для них это будет очень непростой год. Для власти непростыми были предыдущие два года, потому что проходили федеральные выборы, но теперь таких мощных поводов не будет. Им придется вытягивать поводы.

Я бы не сказал, что нынешний марш — это какой-то всплеск. 100 000 там не было даже близко. Я лично не верю в 100 000: я видел в Интернете хронику оттуда, разговаривал с людьми, которые туда ходили. Я думаю, что никакого всплеска активности не существует, а мы видим именно то, что видели и осенью. Выделилось некое постоянное активное ядро оппозиции, которое, видимо, будет поддерживать любые ее акции. Вот это ядро оппозиции и станет основными действующими лицами всех уличных акций. Я думаю, что по количеству людей эта цифра оценивается примерно в районе 20-25 тысяч человек. Это и те, кто активно обсуждает все эти проблемы в Интернете, и те, кто находится вокруг Координационного совета, и те, кто ходит на эти акции. Они и будут этим заниматься, но никакого суперподъема я не вижу.

По любому поводу можно собрать 20 000 человек на улицу

20 000, может быть, там и было. Но я напомню, что недавно в Соединенных Штатах собрали 35 000 подписей за то, чтобы американцы построили звездолет из «Звездных войн». Послали петиции в сенат, в конгресс, в американскую администрацию, и даже добились официального ответа. Ну и что? В нынешний век информационных технологий по любому поводу можно вывести 20 000 человек на улицу. Но это не будет значить практически ничего.

Я считаю, что основная масса общества не разделяет пафоса всего того, что происходит вокруг «закона Димы Яковлева», закона о Магнитском. При этом политически активная часть оппозиции, я думаю, будет выходить на улицу, потому что это нужно в первую очередь им самим, иначе о них начнут забывать.
Сама тема этого митинга амбивалентна. Она может играть как на пользу оппозиции, так и против нее. Лично мне со стороны показалось, что вопрос, по сути, ставился так: «Усыновление и переезд в США — это счастье, жизнь в США — это счастье, а жизнь в России — это катастрофа». Это весьма сомнительная и невыигрышная для оппозиции постановка вопроса. Может быть, они и сами не заметили, что их пафос выглядит так.

Что касается лозунга о роспуске Думы, то я думаю, что это — просто развитие лозунгов о пересмотре итогов выборов. Стало понятно, что итоги выборов никто пересматривать не намерен, поэтому лозунг прошлого года о пересмотре итогов выборов трансформировался в лозунг о роспуске Думы. Совершенно однозначно, что никаких последствий этот лозунг иметь не будет. Лично я вижу циклический спад этой активности.