Мигранты обвиняют полицию в этнических зачистках

Правозащитники утверждают, что в канун Нового года по Москве прошли облавы на приезжих из Средней Азии.

Представители сразу нескольких национальных диаспор намерены обратиться с жалобой к столичным властям на массовые зачистки мигрантов в центре Москвы в канун Нового года. По их словам, в районе Красной площади полицейские патрули разделяли потоки людей по этническому принципу, не давали гастарбайтерам выйти из метро на улицу и задерживали их без особых на то причин. ГУ МВД утверждает, что никаких этнических зачисток в городе не было, а полицейские задерживали тех, кто нарушил паспортно-визовый режим, невзирая на национальности. Правозащитники уже называют предновогодние зачистки «позором России».

Обратиться с жалобой к Сергею Собянину намерен президент Федерации мигрантов России Мухаммад Амин Маджумдер. По его словам, настоящая зачистка в центре города началась еще днем 31 декабря. Традиционно многие мигранты, в основном из среднеазиатских республик, едут встречать Новый год в центр Москвы, причем большая часть старается попасть именно на Красную площадь.

Как утверждают очевидцы, отсеивать людей по этническому признаку полицейские начали еще на дальних подходах к Красной площади, а задержания начались уже вечером.

— Я приехал на «Манежку» около четырех часов дня, хотел зайти на новогоднюю ярмарку у Охотного Ряда, — рассказывает «Известиям» москвич Дмитрий. — Оказалось, что я — единственное «лицо славянской внешности» на всю площадь! Это было очень заметно. Ярмарка была закрыта, а перед торговым центром и у фонтанов «разогревалась» внушительная толпа мигрантов.

По словам очевидцев, рядом стояло несколько грузовиков ОМОНа, однако сами полицейские до последнего момента не вмешивались в ситуацию, отстраненно наблюдая за «народными гуляниями». Сами же мигранты, рассказывают москвичи, вели себя относительно спокойно. Главным образом гости столицы занимались фотосессиями на фоне кремлевских стен и неспешными прогулками по площади.

Однако в подземке события разворачивались интереснее.

— На входе на станцию метро «Охотный ряд» ситуация была иная, — рассказывает Дмитрий. — Несколько полицейских наспех перегородили подземный переход заграждениями и пускали в метро только людей славянской внешности. Например, полицейский посторонился, когда я направился ко входу, но перегородил дорогу азиатам и закричал им в мегафон: «Идите ко входу в метро Пушкинская»!

Корреспондент «Известий» лично наблюдал картину, как проскользнувшие мимо «оцепления» азиаты прыгали через турникеты на «Охотном ряду», несмотря на дежуривший там наряд из трех полицейских. Красные, утирающие пот с лица сотрудники полиции вылавливали самых пьяных и ретивых мигрантов из толпы и тут же проводили с ними разъяснительные беседы.

Источник в силовых структурах отмечает, что ближе к Новому году все камеры для временно задержанных в близлежащих ОВД были заполнены азиатами.

В ГУ МВД по Москве факт массовых облав и зачисток мигрантов по национальному признаку отрицают. Как заявил «Известиям» начальник управления информации и общественных связей Андрей Галиакберов, сотрудники полиции проводили рейды по выявлению нарушителей паспортно-визового режима.

— Обычно мы всегда перед Новым годом говорим о том, что будут проводиться подобные проверки, — прокомментировал Андрей Галиакберов. — Это стандартные проверки граждан на предмет нарушения паспортно-визового режима, и они никоим образом не направлены на какие-либо отдельные диаспоры.

Всего, по данным столичной полиции, в различных мероприятиях в Москве непосредственно на Новый год приняли участие около 2 млн человек, причем 90 тыс. из них — в центре города. Общественный порядок обеспечивало около 3 тыс. полицейских и 2,4 тыс. бойцов внутренних войск.

«В целом за время проведения праздничных мероприятий чрезвычайных происшествий и серьезных преступлений зафиксировано не было», — говорится в официальном отчете ГУ МВД о встрече 2013 года.

Отдельно подчеркивается, что «правонарушения, совершенные в этот период времени, характерны для выходных и праздничных дней», в своем большинстве они носят «бытовой характер» и «связаны с употреблением спиртных напитков».

Между тем, как утверждает глава движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов, всего за один вечер в Москве было задержано более 500 человек.

— Их задерживали под благовидным предлогом о нарушении общественного порядка и доставляли в отделение, где ребята и встречали праздник, — говорит Шарипов.

Он отмечает, что подобные акции проводятся из года в год. И задержания происходят не только в центре города, но и на окраинах. Так, в этом году, по его данным, «зачистки» лиц неславянской внешности прошли также в Гольяново и Щелково.

Руководитель интеграционного центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева заявила «Известиям», что облавы начались еще за день до Нового года.

— Я сама была свидетелем того, как приезжих полиция и ФМС собирала в автобусы рядом с мечетью на проспекте Мира, — говорит она.

При этом Джураева отмечает, что в центр было много звонков о задержаниях и пропаже родственников в канун праздника.

Известная правозащитница, председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина заявила «Известиям», что традиционные облавы в Москве под Новый год стали «позором страны». Правда, оговорилась, что в 2012 году масштаб зачисток был на порядок меньше, нежели в 2011-м.

Эту информацию подтвердил и один из лидеров российских националистов Александр Белов.

— В прошлом году вокруг Красной площади был тройной кордон. В этом едва ли один полноценный. И задерживали только неопрятных и подозрительных лиц. При этом вся площадь была забита азиатами. Русских было мало — для нас Новый год все-таки больше семейный праздник, — говорит экс-руководитель ныне запрещенного Движения против нелегальной иммиграции.

Ничего в страшного в усиленных мерах безопасности в канун Нового года не видит и член рабочей группы по реформированию МВД генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Гуров. По его мнению, полиция лишь просто своевременно сработала на опережение и приняла необходимые профилактические меры, чтобы не допустить эксцессов во время главного праздника года.