Военные летчики вспоминают Евгения Пепеляева

Дата в новейшей истории — в нынешнем году исполняется 60 лет со дня прекращения войны в Корее, одного из вооружённых конфликтов, в которых неофициально участвовал Советский Союз. Как раз в эти дни военные лётчики вспоминают недавно ушедшего из жизни человека, который вернулся из Кореи со звездой Героя. Истребительный полк Евгения Пепеляева сбил на той войне больше всех самолётов противника. На счету самого командира — личный рекорд результативности в невиданных до этого условиях реактивной авиации.

Таких самолетов в мире почти не осталось. МиГ-15 — когда-то самый массовый реактивный истребитель. Но почетное место в музее техники он занимает не поэтому. На борту машины оставил роспись один из величайших воздушных асов XX века. Евгений Пепеляев 60 с лишним лет назад заставил американцев бояться и уважать советских пилотов.

В кабину МиГ-15 Пепеляев впервые сел в 50-м году. Великая Отечественная только закончилась, в памяти летчиков еще были живы бои с фокерами и мессершмиттами, а в авиации уже началась другая эра. Реактивные самолеты перевернули представление о войне в небе.

«Это совершенно иной класс летательных аппаратов. Скорость выросла примерно в два раза, даже больше, высотность, скороподъемность, динамика, перегрузка», — рассказывает заслуженный летчик-испытатель СССР, герой России Анатолий Квочур.

А еще — новая тактика воздушной войны, осваивать которую пришлось, по сути, уже в бою. В том же 50-м Пепеляев в ранге командира авиаполка отправляется в Корею, где в разгаре война между коммунистическим Севером, на стороне которого был СССР, и Югом, поддержанным Соединенными Штатами. И американские пилоты, до того господствовавшие в небе, впервые сталкиваются с превосходящим их противником. Под командованием Пепеляева наши летчики одерживают в воздухе победы со счетом десять к одному.

«Это командир результативнейшего советского полка. Из 32 полков, что были в Корее, он — командир самого результативного полка, сбившего 108 самолетов и потерявший четырех своих летчиков», — рассказывает историк авиации, писатель Николай Бодрихин.

На счету самого Евгения Пепеляева 23 сбитых американца. Правда, если самолет падал в море и обломков не находили, победу не засчитывали, и потому его долго считали вторым по результативности пилотом корейской войны. И даже его главную заслугу едва не приписали другому. Осенью 51-го Пепеляев заставил приземлиться американский «Сэйбр» — новейший истребитель армии США.

«Секреты самолетов противника старались выведать и те, и другие. А благодаря этому успеху нашим удалось заполучить аппаратуру, на разработку которой ушли бы годы», — рассказываел Евгений Пепеляев.

«При выполнении фигур высшего пилотажа организм пилота подвергается очень большим нагрузкам. И нам нужен был специальный прибор, который регулировал бы давление кислорода в противоперегрузочном костюме», — объясняет главнокомандующий ВВС России (1992-1998) Петр Дейнекин.

Военные историки полагают, что управлял «Сэйбром» один из лучших американских асов, Джеймс Джабара. Но если он в Америке был героем, то наши летчики долго оставались в тени. Советский Союз не афишировал их участие в корейской войне.

«Мы писали письма, что мы играем в футбол. «Я забил два или три мяча». И вот так наши понимали, что я сбил два самолета. Летчики летчикам писали», — вспоминает летчик-истребитель, участник корейской войны Сергей Крамаренко.

Но в корейском небе наши летчики защитили и свою родину. После войны, где две сверхдержавы впервые столкнулись между собой, американцы отказались от планов ядерной бомбардировки СССР. И главная заслуга в этом принадлежит советским пилотам, среди которых на этой войне Евгений Пепеляев без преувеличения был лучшим.