Проигранная «война с саламандрами»

Сегодня день рождения Карела Чапека, одного из лучших, на мой взгляд, писателей прошлого века. Он был номинантом Нобелевской премии по литературе, журналистом и фотографом, основателем Чехословацкого Пен-клуба, он придумал слово робот и пророческий роман «Война с саламандрами» (1936 г.), повествующий о том, к чему может привести в больном обществе толерантность или ее видимость, о чем и хотелось бы поговорить.

Как-то стоматологи развели мою знакомую на зубной имплант, это, мол, эстетично, экономично и все такое. И действительно, пару недель все было замечательно, а потом щеку раздуло, пришлось мчаться в больницу и удалять. Бывает, у кого-то инородные тела приживаются — это, кстати, и называется толерантностью, а у кого-то нет. Так вот в медицине толерантность — явление скорое отрицательное, это когда организм не реагирует на вторжение, на лекарства, в частности, это когда больной глотает таблетки горстями, а болезнь не лечится, наступило привыкание. Очень удобно — можно пичкать пациента дорогими лекарствами, лучше ему не станет, но и не помрет, а врачу прямая выгода. Что-то похожее происходит и с общественным организмом.

В последнее время нас активно пичкают сказочками о вреде ксенофобии и пользе толерантности, это, мол, лучшее лекарство от всех социальных бод. Ладно, раз доктор прописал, будем улыбаться всем подряд. Приезжайте, танцуйте, стреляйте, такие у вас традиции, а мы теперь только рады, что наши города заполонили дикари, которые развели крыс, тараканов и болезни, про которые цивилизованное человечество забыло полвека назад. Зато на них богатеет родное ворье из ЖКХ! Мы должны испытывать духовную общность с варварами, которые гарцуют на джипах по Александровскому саду и нападают на женщин, которые, на их дикий вкус, одеты недостаточно скромно.

Много лет развитые страны имплантировали в свою жизнь чужеродные организмы. Кого-то мучила совесть за колониальное прошлое, кому-то не хватало рабочих рук, кто-то радовался, что заезжие аборигены скупают прогорающие футбольные клубы. Но все они пусть и с опозданием, но одумались, хоть их миграция была стократно более цивилизованной. А мы все талдычим о какой-то там терпимости и сверх всякой нужны завозим рабсилу. Раньше мой двор убирал один дворник, теперь гастарбайтеры бродят под окнами табунами, но чище от этого не стало, разве что могут избить ребенка лопатой. Зато голосуют заезжие товарищи массово и исключительно правильно.

Толерантность штука вообще удобная. Фи, как это не толерантненько интересоваться чужими доходами!.. Заметили, кто особенно любит эту сказочку для простаков? Те самые товарищи, которые вдруг разом превратились в хозяев жизни, хотя умом не блещут, операционных систем не выдумывали и нефтяных месторождений не находили. А как раз там, где общество по-настоящему терпимо, источниками их волшебного обогащения поинтересовались бы обязательно. В цивилизованном обществе принято уважать всех граждан, а не только избранных. Но мы и по части толерантности идем своим суверенным путем.

Когда-то непререкаемыми человеческими ценностями были мужество, честность, талант, трудолюбие и другие качества, воспетые многими поколениями поэтов и писателей. Теперь все это мусор, теперь единственная абсолютно неоспоримая ценность – это терпимость ко всему без разбора. К лентяям, бездарям, хитрым проходимцам, дармоедам, извращенцам… Иначе обвинят в ксенофобии, а ксенофобией теперь, как милиционером, пугают маленьких детей.

А меж тем ксенофобия – это просто боязнь чужих. Врожденная, генетическая боязнь пустить в свой огород Троянского коня или Юдифь в свою постель. Когда-то я снял об этом несколько программ и мои собеседники – психологи, генетики и другие специалисты сошлись в одном: ксенофобия — это нормальное состояние раннего человечества. Дети боятся чужих — и это нормально, пусть боятся, мы пока еще не все братья, ведь так?! А иначе зачем замки на дверях – это же ксенофобия в чистом виде! Как и камеры наружного наблюдения, паспорта с биометрией, персональная охрана випов, машины с мигалками?.. Выходит, все кругом равны, а эти ребята равнее?! Не толерантненько.

Но ведь и эволюция — это тоже не толерантно, потому что естественный отбор предполагает, что в потомстве будут закрепляться лучшие признаки. Значит, чьи-то признаки закрепятся, а чьи-то — нет. Тут равноправием и не пахнет. Естественный отбор нужно отменить.

Нужно отменить красивых женщин. Красивая женщина – это не толерантно, одному досталась, другому нет. Умных мужчин отменить тоже, иначе сильно обидятся депутаты всех уровней. Премии и звания давать не за заслуги, а за преданность. Тут у нас есть успехи.

Прописку мы уже отменили, теперь надо разобраться и с регистрацией, а может и с гражданством — пусть расцветают все цветы и приезжают все кому не лень — таджики, джигиты, деятели культуры Франции… Паспортов на всех хватит, а нет — напечатаем еще.

…Помните ту самую чапековскую «Война с саламандрами»? Поначалу саламандры удивляли, это было модно и круто, потом кое-кто стал на них наваривать, а потом люди спохватились и поняли, что планета им больше не принадлежит. Все, приехали.

Ничего не напоминает?