В 2012-м жизнь не кончилась – она продолжится в 2013-м

Посадят ли экс-министра обороны Анатолия Сердюкова и экс-министра сельского хозяйства Елену Скрынник в тюрьму?

Георгий Сатаров, президент Фонда прикладных политических исследований «ИНДЕМ»:
«Думаю, Сердюкова не посадят, а Скрынник посадят. По половому признаку. Всё дело в том, что их преследование несерьезно. Поставьте себя на место президента Путина: сажать никого не жалко. Правовые соображения здесь не работают».

Елена Панфилова, глава российского отделения Международной организации по противодействию коррупции Transparency International:
«Думаю, что нет. Это было бы большим сюрпризом. Эмпирических данных о том, что у нас такое возможно, нет. Нет традиции уголовно наказывать провинившихся высокопоставленных чиновников. Есть правило, согласно которому определенная группа лиц просто неприкасаема».

Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности Российской академии наук, заместитель председателя партии «Яблоко»:
«Нет. Елена Скрынник за рубежом – там ее не достанешь. Она вернется, только если у нее будут гарантии неприкосновенности. В России гарантии не нарушают. Именно поэтому не посадят и Сердюкова. Иначе коррупционеры, которых в России достаточно, поймут: никакие гарантии – в первую очередь политическая лояльность, которая раньше всегда работала – больше не работают. Начнутся разброд и шатание. Поэтому такой прецедент вряд ли будут создавать».
Замминистра финансов Сергей Сторчак, с 2007 по 2011 год обвинявшийся в покушении на хищение денег из госбюджета в особо крупном размере, на официальный запрос «Совершенно секретно» не ответил.

Продолжение темы – в статье Владимира Воронова «Кадры Путина: биографии
как детектив» – стр. 8

Освободят ли Михаила Ходорковского и Платона Лебедева?

Наталья Васильева, бывший секретарь Хамовнического суда Москвы, уволенная после своего заяления о том, что приговор Ходорковскому писал не судья Виктор Данилкин:
«Сомневаюсь: ведь до сих пор их не освободили. На это нет политической воли».

Дмитрий Гололобов, юрист, бывший начальник правового управления ЮКОСа, живущий ныне в Лондоне:
«Рассуждения на тему, выйдут ли Ходорковский и Лебедев, накануне каждого Нового года очень популярны. Нечто вроде юридических рождественских гаданий. На самом деле, как признают многие, кто хорошо знаком с делом, ясности в деле ЮКОСа сейчас ровно столько же и ни на грамм больше, чем было и 7 лет назад. Выйдет ли Ходорковский в 2013-м, через 3 года или сядет в итоге конфликта с понятным всем лицом на долгий срок, зависит прежде всего от него самого. Он может выйти, а может и начаться «третье дело» (чего крайне бы не хотелось). В любом случае окончательный выбор только за ним: либо как-то примириться с ситуацией и Владимиром Владимировичем, либо упорно продолжать борьбу безо всяких определенных шансов на успех. В конце концов, это его жизнь, его семья, его родители. Переизбрание Обамы, невнятная позиция Европейского суда по правам человека по делам ЮКОСа и «сдутие» протеста шансов МБХ, разумеется, не прибавили. Многим в подобной ситуации очень хочется покричать: «Давай, давай Борисыч! Согни Путина! Сиди до последнего, чтобы ему тошно было! Так победишь!» Думается, что подобные ярые «псевдоходоропоклонники» очень смутно представляют себе, насколько плохо в российской тюрьме на десятом году отсидки, и предпочитают, как в популярном анекдоте, «давить ежей чужой задницей». Хочется надеяться, в 2013 году в деле МБХ и ЮКОСа возобладает, наконец, здравый юридический рационализм, без лозунгов, написания сотен бессмысленных жалоб и апеллирования к безразличной, в большинстве своем, общественности. Дай Бог, чтобы Михаил Борисович и остальные юкосовцы, которых, к счастью, сейчас за решеткой осталось, кроме него, всего двое, поскорей оказались на свободе».

Ольга Романова, журналист, общественный деятель:
«Думаю, что Лебедев в 2013 году освободится, а Ходорковский нет. Лебедева держать уже невозможно. Ходорковский и Лебедев проходят по делу как подельники, и у Ходорковского правильная тактика: он ждет решения по Лебедеву, чтобы в качестве его подельника пойти по тому же пути».

Иосиф Дискин, член Общественной палаты, заместитель председателя научного совета ВЦИОМ и соавтор доклада «Государство и олигархия». В нем шла речь о том, что в России под руководством Михаила Ходорковского готовится так называемый «олигархический переворот», предполагающий отстранение Владимира Путина от власти. Некоторые политологи обвинили Дискина в «обслуживании интересов кремлевских чистильщиков».
«Срок закончится – тогда и освободят. Их давно бы освободили, если бы они подали заявление о помиловании и признали свою вину».

Леонид Невзлин, бывший коллега Михаила Ходорковского, скрывающийся в Израиле, через своего пресс-секретаря отказался от участия в опросе «Совершенно секретно», не указав причину.
Запрос Радио Свобода на имя президента компании «Роснефть» Игоря Сечина остался без ответа. «Роснефть» через загадочную компанию «Байкалфинансгрупп» приобрела самый ценный актив ЮКОСа – «Юганскнефтегаз».

Продолжение темы – в отрывке из книги
адвоката Константина Ривкина «Роль тюрьмы в российской экономике» – стр. 24

Выйдет ли в прокат фильм
Алексея Германа «Трудно быть богом»?

Леонид Ярмольник, актер, исполнитель роли Дона Руматы в фильме:
«Герман в настоящее время нездоров, и пока мы стоим. Конкретные сроки назвать трудно».

Алексей Герман-младший,
режиссер, сын Алексея Юрьевича Германа:
«Не знаю, думаю, удастся завершить работу в конце года».

Владимир Любаров, художник, иллюстратор книг братьев Стругацких:
«Так как я иллюстратор, оформитель и друг Стругацких, которых уже, к сожалению, нет на этой земле, думаю, что фильм выйдет как раз к моему семидесятилетию – то есть в 2014 году. В 2013 году ждать нет смысла. Стругацких нет. Нет Тарковского, который их ставил. Остался только я. Надеюсь, Герман сделает мне подарок».

Даниил Дондурей, киновед, социолог:
«Это невероятно сложная история. Здесь нужно обладать секретной информацией из семьи. Думаю, с самим фильмом это не связано, а связано именно с этой информацией. Важен и политический расклад: умер Борис Стругацкий, болеет сам Алексей Юрьевич; не все хорошо с фестивальным движением и «Ленфильмом». Все говорят, что фильм абсолютно готов. Любой фестиваль мгновенно возьмет его в конкурс. Если же авторы не хотят участвовать в соревновании, любой мировой фестиваль возьмет фильм на открытие. Но всё это зависит главным образом от доброй воли семьи Германа-Кармалиты».

Юрий Мамин, режиссер, автор фильмов «Фонтан», «Окно в Париж»,
«Не думай про белых обезьян»:
«Это вопрос философский. Когда-то Мейерхольд репетировал «Маскарад» в течение семи-восьми лет. Репетиции стали публичными. Пришла революция. Новый директор заявил, что «бардак» нужно прекратить и срочно выпускать спектакль. Все страшно переживали. Но вдруг Мейерхольд вспомнил: когда-то, на летних гастролях, он ставил спектакль за два дня. Съемки «Трудно быть богом» – состояние работы над фильмом – стали художественной традицией. Я справляюсь о здоровье Алексея Юрьевича, надеюсь, что в следующем году он сможет завершить этот проект. Недавно я видел интереснейший фильм о фильме и с нетерпением жду возможности, наконец, его увидеть».

Лишат ли Россию права провести чемпионат мира по футболу?

Виктор Шендерович, писатель:
«Не лишат. Думаю, коррупция процветает в FIFA на уровнях, достаточных для того, чтобы это решение не было принято. Коррупция в FIFA выступает в качестве части программы по укреплению патриотизма в России».

Виктор Понедельник, футболист, автор «золотого гола» сборной СССР в финале Кубка Европы 1960 года:
«Россия пока не готовится к чемпионату, но делает какие-то наметки. Не думаю, что FIFA может отменить чемпионат мира в России. Есть одно большое «но»: вакханалия, запущенная в нашем футболе по поводу того, что нам не нужен чемпионат России, а нужен чемпионат СНГ. Лишь она может повлиять на то, что мы останемся без чемпионата Европы и без чемпионата мира. И конечно, надо наводить порядок с болельщиками, находить руководителей, которые управляют бандами фанатов».

Виктор Гусев, спортивный комментатор:
«Нет, конечно. Так не бывает. Лишают права при экстренных обстоятельствах, имеющих отношение к природным катаклизмам. Некоторые опасаются радикальных действий болельщиков. Но на чемпионате по-другому, строже будут организованы системы безопасности. Конфликты среди болельщиков происходят во время матчей внутреннего чемпионата. На чемпионате мира клубов не будет, будут разные сборные, и страсти будут положительными».

Алексей Спирин, судья международной категории,председатель инспекторского комитета РФС:
«Думаю, что нет. С точки зрения экономики, организации, развития инфраструктуры для отмены проведения чемпионата оснований нет. На ситуацию могут повлиять только радикальные политические изменения, которые предсказать невозможно. Мир сегодня меняется быстро: революции, нестабильность… Угроза нестабильности существует в некоторых российских городах, но всё это теория».

Николай Ларин, генеральный директор московской государственной футбольной школы «Чертаново»:
«Непонятно, почему должны отменить чемпионат. Пока таких оснований нет, и это отлично. Обстоятельства могут измениться, если сильно изменится политическая ситуация или произойдет природная катастрофа».

Будет ли разрушена еврозона – выйдут ли из нее
Греция и Италия?

Сергей Алексашенко, экономист, в конце 1990-х занимавший пост заместителя председателя правления Центрального банка России:
«Нет, потому что в этом никто не заинтересован».

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, министр экономики России в 1994–1997 годах:
«Думаю, что нет: слишком много факторов связывает еврозону. Состояние экономики Италии намного лучше, чем у многих других европейских стран. А если Греция даже и выйдет из еврозоны, в этом не будет ничего особенного. Европейским структурам не помешала бы гибкость. Те страны, которые не соответствуют среднему уровню развития Европы, всегда будут находиться под угрозой выхода».

Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация», министр экономики России в 1992–1993 годах:
«Мне кажется, еврозона не распадется, но несколько модифицируется – прежде всего в отношении Греции и, возможно, Испании. Авторы идеи еврозоны не предусмотрели механизмов выхода из нее, поэтому сейчас им приходится придумывать варианты Аd-Нoc. Думаю, возможны два варианта.
Первый, более вероятный, и на нем настаивают Германия и Европейский центральный банк. Он предполагает частичный отказ от финансового суверенитета: бюджетная, финансовая политика стран-«слабаков» будет частично передана на наднациональный уровень, и основные параметры бюджета и заимствований будут согласовываться на уровне Европейского центрального банка, Европейского фонда финансовой стабильности или еврокомиссий.
Второй, менее вероятный, но все же реалистичный вариант, – это параллельное введение в этих странах второго евро внутреннего использования. Речь не о возврате к национальной валюте или двух разных видах купюр, а о хождении одновременно двух валют, между которыми будет некий курс. Заимствования будут делать в одних евро, а бюджет формировать в других».

Яков Уринсон, министр экономики России в 1997–1998 годах, заместитель генерального директора и член правления «РОСНАНО»:
«Не выйдут. Слишком многие заинтересованы в том, чтобы этого не произошло, и всё это игроки, имеющие значительный политический вес».

ткажутся ли от своих намерений инициаторы поправок, запрещающих американским семьям усыновлять российских детей?

Екатерина Лахова, соавтор поправок, депутат Государственной думы от фракции «Единая Россия»:
«Идея родилась еще в 2004 году, когда мы проанализировали ситуацию по международному усыновлению. Выяснилось: как только ребенок попадает в американскую семью, у него сразу возникают проблемы – он же не знает английского языка. Потом между ним и родителями возникают трения, например, и ребенка забирают в американский приют, а потом, как котенка, передают из семьи в семью – так что иногда он попадает из одного штата в другой. За ребенком следом идет культура, традиции и язык той страны, откуда он взят. Но на самом деле как только ребенок попадает на американскую землю, то он находится только в юрисдикции того или иного штата.
У нас полно российских граждан, которые хотели бы взять ребенка. Например, в Петербурге на иностранное усыновление отдают больше, чем на российское. Все зависит от политики региональной власти. Очень обидно, что за нашу работу на меня и на «Единую Россию» выливают столько грязи. Но ничего, мы еще поборемся…»

СВЕТЛАНА СОРОКИНА, журналист:
«По моим ощущениям, у каждого персонажа свои двигательные силы.
Лахова, например, много лет носилась с идеей запретить международное усыновление в первую очередь из патриотических соображений, по принципу «где родился – там и пригодился».
Другие депутаты используют детей как заложников в политических играх. Они хотят хоть чем-то уязвить и ущемить американцев, но другого ответа на «акт Магнитского», кроме как взять в заложники детей, просто не нашли.
Наконец, есть третья, аморфная часть депутатов. Как им сказали руководители фракций, так они и действуют».

Оксана Дмитриева, заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме, в 1998 году – министр труда и социального развития России:
«Я не голосовала за ратификацию соглашения об усыновлении между Россией и США. В самом этом соглашении были явные проблемы. Я не отношусь к тем апологетам, которые считают, что с международным усыновлением все прекрасно и менять ничего не надо. За это соглашение голосовали 244 человека, преимущественно депутаты «Единой России». Однако я считаю неправильным связывать этот закон, который является дипломатическим ответом на «закон Магнитского», с вопросом о международном усыновлении. Получается, что до того, как был принят закон Магнитского, соглашение об усыновлении устраивало думское большинство, а после – устраивать перестало. Вопрос о международном усыновлении стоит рассматривать, но не в связи с «законом Магнитского».

Валерий Панюшкин, журналист:
«Я ума не приложу, что двигало этими людьми. По-моему, депутаты просто сошли с ума. Никакого рационального объяснения у меня нет».