Далай-лама: как побороть коррупцию

Захваченность современного общества идеей индивидуализма и потребительскими ценностями связана с «близорукостью и узостью мышления», заявил духовный лидер тибетского буддизма Далай-лама XIV в интервью РИА Новости. Он дал практические советы, как воспитывать в себе заботу о других, бороться с коррупцией и сохранять душевное и физическое здоровье.

Многие проблемы, с которыми человечество сталкивается, по сути, дело наших рук, отмечает духовный лидер тибетского буддизма. В то же время на планете нет ни одного человека, который осознанно хотел бы страданий. «Мы слишком много внимания уделяем заботе об индивидуальных интересах, нам не хватает целостного подхода. Мы забываем, что каждый человек является частью общества, частью всего человечества. А ведь благополучие отдельно взятого человека целиком зависит от благополучия всех людей на планете», – отметил Далай-лама.

«Индивидуализм – это следствие неведения, близорукости и узости мышления. Любому — верующему, неверующему или даже атеисту – необходимо понимание реальной действительности. Он должен понимать, что его собственное будущее, его счастье целиком и полностью зависит от состояния всего остального общества. А значит, он не должен пренебрегать общественным благом и думать лишь о себе. Если же человек думает лишь о себе, то это значит, что ему не достает понимания истинного положения дел», – уверен духовный лидер буддистов.

Что касается «потребительства», то оно также вызвано недостаточно глубоким пониманием реальности. «Материальные ценности и блага могут создать комфортные условия для нашего тела, но не принесут покоя уму. У меня есть друг, он миллионер, очень богатый человек. Но одновременно он очень несчастен и одинок. Думаю, что многие русские миллионеры, люди, обладающие большими деньгами, глубоко в душе чувствуют беспокойство, находятся в состоянии стресса, – сказал Далай-лама. – Итак, мы видим, что полагаться на одни лишь материальные блага и все свои надежды связывать с материальными ценностями – это ошибка».Говоря об уровне нравственности в современном обществе, духовный лидер буддистов отметил, что в индийской традиции этика не обязательно привязана к религиозной вере. Понятие секулярной, светской этики без опоры на религию зародилось в этой стране более тысячи лет назад. «На днях я прочитал в одной индийской газете, что из семи миллиардов человек на планете один миллиард называют себя неверующими. Эти люди тоже хотят жить счастливо и имеют на это право. Один миллиард человек — это очень много. Если эти неверующие люди начнут вести себя неподобающим образом, то от этого пострадаем все мы», – сказал Далай-лама.

Но из оставшихся шести миллиардов людей, которые предположительно являются религиозными, большую часть нельзя назвать верующими в настоящем смысле слова, считает он. «Я думаю, многие из этих людей не верующие. Много зла совершается во имя религии. И те, кто за этим стоит, едва ли истинно верующие. Для них религия – это ритуал, церемония, часть культуры. Я всегда говорю, что если к религии не относиться со всей серьезностью и искренностью, то она может стать для нас школой лицемерия, которая учит, произнося правильные слова, совершать дурные поступки», – добавил он.

Людям необходимо воспитывать в себе заботу о других, основанную на понимании единства всего человечества. «Мы должны говорить себе: все эти люди, так же как и я, стремятся к счастью и не хотят страдать. Однако же на долю каждого из них выпадают трудности и страдания. Понимая это, мы должны взращивать в себе заботу об окружающих, как бы они к нам ни относились. Это и будет подлинным состраданием без привязанности», – считает духовный лидер буддистов.

По его словам, прийти к такому состраданию и чувству родства можно только в результате тренировки, логических размышлений. «Доброта, смешанная с привязанностью, от природы присуща не только людям, но и животным. Но есть и другой тип доброты, для которой не важно, друг перед нами или недоброжелатель: он такой же человек как и мы, тоже стремится к счастью. Если, понимая это, мы заботимся о нем, то это истинное сострадание. И развить его нам по силам. Если мы любим только тех, кто любит нас, то это привязанность. Стоит человеку переменить свое отношение к нам – и вот уже в нас появляются гнев или ненависть. В такой близости, заботе и доброте очень много предвзятости. Они неразрывно связаны с нашим «я». Мы говорим «мой друг». А если есть «мой друг», обязательно появится и «мой враг». Если мы делаем упор на слове «мой», то человека с иными взглядами мы автоматически назовем врагом», – заявил Далай-лама.Идея единства всего человечества и понимание того, что «другие – такие же люди, как мы», крайне важны. «Нужно, чтобы в понятие «мы» вы включали всех людей, живущих на планете, все семь миллиардов человек. Тогда уже будет не важно, кто мы: американцы или европейцы, японцы, китайцы или монголы. Эти различия уйдут, – уверен Далай-лама. – У меня много друзей среди христиан, мусульман, индуистов и неверующих. Между нами нет ни различий, ни барьеров, ведь все мы, прежде всего, обычные люди».

Людям надо воспитывать истинное сострадание. «И здесь неважно, верующий вы человек или неверующий. Нужно лишь опираться на здравый смысл и больше размышлять. Тогда у вас это получится. По моим наблюдениям, современных выдающихся ученых, мыслителей отличает чувство интернационализма. Они не делают различий между своей страной и другими странами. Как видите такой настрой можно развить в себе, если обладать знаниями и прилагать усилия», – отметил духовный лидер буддизма.

Он считает умиротворенное состояние ума лучшим лекарством и призывает совмещать заботу о своем физическом здоровье с духовной практикой. «Современные научные данные свидетельствуют о том, что умиротворенное состояние ума играет ключевую роль в поддержании физического здоровья человека. Недаром мы говорим: здоровый ум – здоровое тело. Если ум подвергается слишком большому стрессу, то, в конечном итоге, это разрушительно сказывается на здоровье нашего тела», – сказал Далай-лама.Отвечая на вопрос российского журналиста о том, как бороться с коррупцией, Далай-лама отметил, коррупция – это следствие отсутствия самодисциплины, а самодисциплина должна опираться на нравственные и этические принципы. «Например, перед вами открывается возможность, но вы понимаете, что, воспользовавшись ею, вы окажетесь вовлечены в деятельность, связанную с коррупцией. Тогда, опираясь на нравственные принципы, вы осознанно воздержитесь от такого поступка. Это единственный способ побороть коррупцию. Правоохранительные органы и другие учреждения одни с этой задачей не справятся. Но я думаю, что у России есть все возможности решить эту проблему», – заключил духовный лидер буддистов.