Экс-министр обороны провел разведку боем

То, о чем так давно говорила общественность, наконец свершилось: Анатолия Сердюкова вызвали на допрос к следователю. Правда, пока лишь в роли свидетеля. Видимо, скопилось-таки достаточно вопросов и оснований, чтобы тревожить столь важного человека. Вот только на заданные вопросы бывший руководитель оборонного ведомства отвечать не стал, поскольку его адвокат не смог присутствовать на допросе. Личность этого адвоката является ключевой. Представлять свои интересы Сердюков доверил именитому и, вероятно, самому высокооплачиваемому защитнику страны.

Имя адвоката Генриха Падвы всплыло в деле «Оборонсервиса» лишь в четверг, когда некоторые СМИ пустили «утку» о бегстве Сердюкова из страны. Именно Генрих Павлович вынужден был опровергать слухи, так не вовремя появившиеся как раз в тот момент, когда его поручитель получил повестку на дачу показаний. Очевидно, что предварительная договоренность у экс-министра с Падвой уже была, и его появление на сцене связано исключительно с наступательными действиями следствия.

Анатолий Сердюков явился в здание Главного военного следственного управления в предновогоднюю пятницу утром, но задержался там лишь на час. Выслушал вопросы следователя, но отвечать без адвоката отказался: Падва сказался больным. Разумеется, следователи не стали сразу открывать все карты, но хотя бы общее представление о том, что им может быть интересно, Сердюков теперь имеет, а значит, и линию защиты (при формальном отсутствии обвинения) сможет выстроить грамотно. Следующее рандеву назначено на 11 января.

Собственно, ничего сверхзначимого в попытках следствия допросить бывшего министра нет. Интуитивно всем понятно, что махинации в «Оборонсервисе» и его субхолдингах не могли осуществляться без ведома Сердюкова. В конце концов, именно он пролоббировал создание этой структуры, именно он назначал туда главных действующих лиц. И даже если вскрытые злоупотребления происходили без непосредственного его ведома или согласия, во что поверить хоть и сложно, но можно, то уж точно осуществлялись они именно его назначенцами. Вопрос в том, что доказать злой умысел в соответствии с буквой закона будет очень тяжело — это станет настоящим тестом на компетентность для контрразведки, ГВП, ГВСУ и СК в целом.

На потенциальном процессе (и на досудебной стадии) этим структурам предстоит противостоять Генриху Падве. Он защищал самых известных людей в самых знаковых процессах последних десятилетий: от «крестного отца» Вячеслава Иванькова-Япончика до «политзаключенного олигарха» Михаила Ходорковского, от управделами президента Ельцина Павла Бородина до красноярского предпринимателя со зловещей репутацией Анатолия Быкова.

Обращение Анатолия Сердюкова за помощью к столь опытному защитнику может означать, что Владимир Путин был откровенен, когда, как сообщают некоторые издания, уже после окончания пресс-конференции 20 декабря в ответ на вопрос о деле «Оборонсервиса» сказал: «Скощухи никому не будет! Слышите?! Я вам говорю!»

Можно предположить, что прямой связи у бывшего министра обороны с главой государства нет и он не понимает, существует ли по его вопросу ясное политическое решение. При этом, конечно, участие Падвы может означать лишь стремление Сердюкова минимизировать репутационные издержки, в случае если он так и останется свидетелем. Но в то же время на случай, если ведомству Александра Бастрыкина дан карт-бланш, иметь на своей стороне такого корифея кажется не лишним. Как бы там ни было, дело «Оборонсервиса» уже прозвучало слишком громко, его не свернуть и не отыграть назад. А значит, в наступающем году мы все сможем насладиться захватывающим судебно-политическим триллером.