Хватит кормить тундру?

Свежая новость: правительство Бурятии построит некий биофармацевтический кластер по производству лекарств по рецептам тибетской медицины. Что это за технологии, пока не ясно: научному сообществу мало что известно о фундаментальных исследованиях в этой области. Строительство кластера будет стоить 3 миллиарда рублей. Это примерно равно дефициту принятого недавно республикой бюджета на следующий год, доходная часть которого и так наполовину состоит из федеральных субсидий.

Несбалансированность бюджета под лозунгом «социальной направленности», расчет на межбюджетные трансферты – эти черты объединяют бюджеты республик и областей Севера и Востока с бюджетами южных регионов. Особенность эта настолько общая и хроническая, что так и тянет задать типичный обывательский вопрос: не кормим ли мы «тундру»?

России приходится немало платить за возможность называться крупнейшим по площади государством в мире. Крайняя неоднородность регионов – как в географическом, так и в экономическом плане – предопределяет большой объем трансфертных платежей в адрес областей и республик, собственные доходы которых хронически расходятся с потребностями. Традиционно в этом контексте – в силу распространенной ксенофобии – вспоминают южные республики. Однако бюджетная поддержка Севера не менее масштабна. Причем в силу меньшей плотности населения и сурового климата удельная финансовая поддержка северных регионов (поступления в расчете на душу населения) в большинстве случаев заметно превышает этот же показатель для юга страны.

Мы проанализировали показатели региональных бюджетов 2013 года и ранжировали дотационные регионы по объему межбюджетной поддержки на душу населения (разного рода субсидии, субвенции и дотации в региональных бюджетах, как правило, лаконично обозначаются в виде «безвозмездных поступлений» в составе доходной части). Регионы Севера и Дальнего Востока занимают в этом рэнкинге верхние строчки (хотя по абсолютным размерам федеральной помощи картина более разнородная).

Конечно, до отдельных индейских племен, полностью живущих на дотации, нашим народам Крайнего Севера еще далеко. Однако удельные бюджетные расходы в некоторых регионах уже значительно больше, чем в Санкт-Петербурге и даже в Москве. К тому же и сырьевые компании, как правило, достаточно чутко относятся к нуждам и заботам населения, проживающего в регионах добычи.

Разумеется, приведенные цифры – не повод для лозунгов «Хватит кормить тундру!». Скорее это повод задуматься над тем, на какой зыбкой экономической почве строятся некоторые расхожие в обществе мнения, за что мы действительно готовы платить бюджетными деньгами, а за что – нет.