Янукович. Итоги многовекторной политики

Откровенно говоря, в многовекторной политике нет ничего страшного. Кто сказал, что «многовекторная политика» Финляндии в период «холодной войны» — это плохо? СССР нуждался в высокотехнологичной продукции в обход наложенных торговых ограничений со стороны ряда западных стран, Финляндия нуждалась в гарантированных поставках энергоресурсов. На том и договаривались. Торговля шла бойко, всем было выгодно: и финнам, и русским. Никаких обид и претензий друг к другу ни у кого до сих пор нет. Потому что всё было честно и по справедливости.

А вот с украинской многовекторной политикой всё несколько иначе… Прежде всего потому, что как таковой её не существует, а те, кто именует политику Киева многовекторной, попросту подыгрывают украинской элите, камуфлируя её откровенно прозападную и антироссийскую суть. Нам пора начать называть вещи своими именами и признать, что украинские политики попросту используют слова о развитии добрососедских и взаимовыгодных отношений с Россией в своих интересах. Во-первых, для завоевания голосов пророссийски настроенного избирателя в предвыборный период. Во-вторых, для получения вполне ощутимых финансово-экономических дивидендов со стороны России. Речь может идти о низких ценах на газ и возможностях для его реэкспорта заграницу, о доступе на российский рынок украинской продукции и многом другом. Реальная многовекторность должна учитывать интересы всех заинтересованных сторон, а не одной, как в нашем случае.

Стоит заметить, что теоретически Россию вполне устраивал нейтральный статус независимой Украины. Но надо было быть глупцом, чтобы надеяться на то, чтобы после стремительного продвижения НАТО на Восток в 90-е годы ХХ века, Кремль равнодушно наблюдал за сближением Украины с Евросоюзом, а тем более, с НАТО. В Москве отчётливо понимали, что за всеми мантрами о европейском выборе скрывается не построение демократии и не процветание независимого государства, а в конечном итоге — натовские базы на территории Украины.

Как мы уже могли понять по итогам несостоявшегося визита Виктора Януковича в Москву, практика поддержки якобы пророссийских политиков закончилась. Теперь таковых нет. Кремль будет оценивать политика не по риторике, а по реальным поступкам. К примеру, если Виктор Янукович действительно желает наладить взаимовыгодные и партнёрские отношения с Россией, то начинаются они с момента стратегического разворота Украины на Восток. То есть, никаких слов об евроинтеграции из уст Виктора Фёдоровича, даже в узком семейном кругу, не должно звучать. Если Янукович действительно питает братские чувства к россиянам, то на украинском телевидении не должны дневать и ночевать националисты и русофобы. Россия не может себе позволить иметь под боком откровенно враждебное ей государство с антироссийски настроенным населением. Ну а то, что украинская пропаганда лелеет антироссийские, антирусские настроения в обществе — ни для кого не является секретом.

Между тем, в Киеве уже начинают догадываться о невозможности и дальше продолжать шантажировать Россию угрозами вступить в Евросоюз. Дешёвого российского газа, инвестиций и кредитов всё равно не будет. Тогда почему Киев не может переключиться с шантажа России на шантаж Запада? Если Вашингтон, Брюссель, Берлин, Лондон не хотят сближения Украины с Россией, то им сам бог велел поддержать киевских самостийников материально. Пусть Германия дотирует украинскую экономику, поставляет энергоносители по льготным ценам, а США покупает украинский металл, трубы, сахар, соль и спички. В этом случае Киев может сколь угодно долго отказываться от присоединения к Единому Экономическому пространству и Таможенному Союзу, ведь финансово-экономические проблемы будут решены за счёт западных партнёров. Возможно, именно об этом планирует поговорить президент Янукович на брюссельском саммите Украина-ЕС с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу 25 февраля 2013 года. Однако шансов на реальную помощь со стороны Евросоюза нет никаких. Во-первых, сами страны-члены ЕС находится в незавидном финансово-экономическом положении. Во-вторых, что наиболее важно, Виктор Фёдорович на Западе всегда будет рассматриваться не иначе, как пророссийский политик, как коррупционер и авторитарный лидер. Кроме того, угрозы Януковича присоединиться к ЕЭП и ТС будут выглядеть дешёвым блефом, поскольку в Брюсселе прекрасно понимают, что у регионалов для этого не наберётся необходимого числа голосов в Верховной Раде.

Заигравшись в евроинтеграцию, Янукович не понял, что таких как он «сукиных сынов», Запад всегда будет только лишь использовать в своих интересах. Места демократов на Украине зарезервированы за Тимошенко, Яценюком, Кличко и им подобными. Запад всегда будет поддерживать на Украине антироссийских политиков, выдвиженцев из «оранжевых регионов». Янукович не учёл одной простой вещи, что ему отведена роль того «бревна», которое якобы мешает продвижению Украины в Евросоюз, и этот довод обязательно будет использован в пропаганде против действующей власти. В настоящий момент от нынешнего украинского президента ждут только одного: принятия непопулярных решений в социально-экономической политике, которые в конечном итоге закончатся массовыми волнениями и отстранением регионалов от власти. Запад заинтересован сделать из Януковича «козла отпущения», привести к власти в Киеве «оранжевых», который закономерно похоронят любые интеграционные предложения России.

Говорят, что Янукович хочет одновременно усидеть на двух стульях. Но это утверждение, на мой взгляд, лишено оснований. Виктор Фёдорович мечтает усидеть только на одном стуле, который называется креслом президента Украины. Янукович, конечно же, хочет быть пожизненным президентом. Таким, как Александр Лукашенко или Ислам Каримов, а для этого надо быть не только мастером геополитических интриг, но прежде всего — иметь поддержку среди граждан страны. Тогда и Запад, и Россия будут вынуждены мириться хоть с диктатором, хоть с коррупционером. Однако как раз поддержки среди украинцев у Януковича нет, он одинаково неприемлем, как для «оранжевого», так и «пророссийского избирателя», а значит, в любой момент Виктор Фёдорович может потерять власть. И никто об этом не пожалеет, ни Россия, ни Европа, ни даже его близкое окружение