Закон Димы Яковлева принят без согласия субъектов РФ?

21-го декабря 2012 года Государственная Дума РФ приняла в третьем, окончательном чтении Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», внесенный депутатами ГД С.Е. Нарышкиным, В.А. Васильевым, В.В. Жириновским, Г.А. Зюгановым, С.М. Мироновым 10-го декабря 2012 года в качестве законодательной инициативы. Вчера, 26 декабря, закон был единогласно одобрен Советом Федерации.

Законопроект был разработан в ответ на американский «закон Магнитского» (H.R. 6156 Russia and Moldova Jakson-Vanik Repeal and Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act — Закон об отмене поправки Джексона-Веника в отношении России и Молдавии и об ответственности за нарушения прав Сергея Магнитского). Статья 4 закона устанавливает запрет усыновления российских детей гражданами США.

Представляется очевидным, что в части, касающейся запрета на усыновление (удочерение) детей, статья 4 данного закона, принятого депутатами и одобренного сенаторами, нарушает общие принципы и положения российского законодательства, а также положения международного права.

В первую очередь, нарушен порядок принятия данного законопроекта.

Нельзя согласиться с сотрудниками правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, которые в своем заключении от 23 декабря 2012 года высказали мнение, что этот федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами «в» (регулирование и защита прав и свобод человека), «г» (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти) и «к» (международные договоры Российской Федерации) статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Вопросы усыновления (удочерения) относятся к отношениям, регулируемым семейным законодательством. В соответствии же с подпунктом «к» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ и пунктом 1 статьи 3 Семейного кодекса РФ, семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 26.4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Сроки такого согласования установлены Постановлением Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Отмечу, что согласно статье 109 регламента, законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Далее, после принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно статье 119 Регламента и статье 26.4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не может быть менее 30 дней. До истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении не допускается.

Как известно, законопроект был внесен в Государственную думу 10-го декабря 2012 года, а 14-го декабря 2012 года состоялось его принятие в первом чтении, 19-го декабря 2012 года во втором, а 21-го декабря 2012 года уже в третьем чтении.

Таким образом, были нарушены сроки, необходимые для выявления мнения субъектов федерации (законом установлено, а нами подразумевается, что оно есть).

Помимо этого, в пункте 2 постановления Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона № 186614-6 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации» (название проекта федерального закона в первом чтении) установлены лица и органы, которым направляется данный законопроект для внесения поправок.

Однако среди них не указаны законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, что лишает указанные органы возможности внести поправки к законопроекту, что, в свою очередь, является нарушением Конституции РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вместе с тем, статья 4 принятого закона вообще отсутствовала в тексте законопроекта, внесенного его инициаторами, и появилась уже на следующем этапе его рассмотрения и принятия.
Стоит отметить, что вопросы ухода за детьми, оставшимися без попечения родителей, лежат, прежде всего, на субъектах федерации, а законодатель пренебрег их мнением, что никак не согласуется с принципом федерализма, установленного в Конституции РФ.

Помимо нарушения порядка принятия данного закона существуют и другие нарушения законодательства.

Согласно статье 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет перед нормами национального права (за исключением положений Конституции РФ).

Преамбула Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года), участницей которой является Россия с 1990 года, устанавливает, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Статья 21 Конвенции устанавливает возможность усыновления детей за рубежом: государства-участники признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. Таким образом, подобный запрет лишает большое количество детей права на воспитания в семье, которое установлено Конвенцией о правах ребенка, а также статьей 124 Семейного кодекса РФ.

С 1 ноября 2012 года вступило в силу Соглашение о сотрудничестве между Россией и США в области усыновления детей, которое призвано урегулировать все спорные вопросы, возникающие при усыновлении детей американскими гражданами. Этот документ явился итогом долгосрочных переговоров и устраивает обе стороны. Соглашение содержит большое количество гарантий защиты прав российских детей. Однако с принятием закона о запрете усыновления российских детей гражданами США Соглашение, скорее всего, будет денонсировано, что лишит уже усыновленных по нему детей всех гарантий, которые установлены Соглашением.

Таким образом, в части статьи 4, касающейся такого важного аспекта семейного права как усыновление (удочерение), принятие Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» представляется противоречащим нормам российского и международного права, ни слова не говоря уже о нравственной стороне этого вопроса.