Однокурсник Путина воровал с размахом

Вчера по подозрению в причастности к противоправной деятельности – хищении более 100 объектов государственного недвижимого имущества общей стоимостью свыше 10 млрд рублей, – был задержан бывший руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) по г. Москве Анатолий Шестерюк. Задержание произвели сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с Управлением «К» СЭБ ФСБ России, сообщается на сайте ведомства. Были также проведены обыски в трех квартирах чиновника – около метро «Динамо», на Мичуринском проспекте и в Красногорске, – а также в его таунхаусе на территории санатория Администрации Президента РФ.

В тот же день Тверской суд Москвы заключил Шестерюка, являющегося однокурсником Владимира Путина по ЛГУ, под стражу, поскольку следствие полагает, что, оставаясь на свободе, тот может скрыться, оказать давление на свидетелей или иным способом воспрепятствовать ходу расследования уголовного дела.

Часть предполагаемых подельников Шестерюка были арестованы ранее Нагатинским судом Москвы. В их число входят бывший председатель обанкротившегося банка «Московский капитал» Виктор Крестин и заместитель директора УК «Проект» Ольга Возняк. Еще несколько человек по этому делу находятся в розыске.

Следователи подозревают в незаконной схеме реализации государственной собственности сотрудников ООО КБ «Московский капитал», представителей частного третейского суда, чиновников территориального управления Росимущества по г. Москве, руководителей и менеджеров ОАО «НТЦ «ГРАН» и управляющей компании «Проект», представителей коммерческих фирм.

Схема хищения была довольно хитроумной и требовала взаимодействия многих структур. Следствие установило несколько ее этапов. На первом менеджеры управляющей компании подыскивали в едином реестре юридических лиц брошенные госпредприятия (ФГУП), не имеющие имущества, персонала и не ведущие административно-хозяйственной деятельности. Затем, используя административный ресурс, назначали на должность руководителей лиц, подконтрольных организаторам схемы.

Далее эти ФГУП безвозмездно и без согласия собственника оформлялись в качестве поручителя при получении кредитов или оформлении иных сделок фирмами подконтрольными фигурантам. По условиям договоров поручитель обязывался в полном объеме отвечать за исполнение обязательств фирм-должников.

А чтобы было чем отвечать, по распоряжению должностных лиц Московского территориального управления Росимущества за госпредприятием закреплялись на праве хозяйственного ведения объекты государственной недвижимости в столице: автозаправочные станции, культурно-досуговые учреждения, памятники архитектурного наследия и другие.

Когда заемщики не возвращали денег, КБ «Московский капитал» взыскивал имущество с поручителей, для чего обращался в частный третейский суд. После положительного решения суда кредиторы на основании выданного в арбитражном порядке исполнительного листа о взыскании денежных средств завладевали имуществом, которое находилось в ведении предприятия, но не принадлежало ему.

Преступная схема вскрылась в апреле 2009 года, пишет «Коммерсантъ», когда «Московский капитал» обанкротился и Агентство страхования вкладов (АСВ) начало взыскивать его долги. Не получив денег от заемщиков, АСВ обратилось с исками к поручителям в третейский суд, взыскавший с ФГУПов около 2 млрд рублей. На эти решения Арбитражный суд Москвы выдал исполнительные листы. Не обнаружив у предприятий имущества, на которое можно обратить взыскание, АСВ выставило права требования к ФГУПам на торги.

Долги продавались очень недорого. Так, долг «Второй типографии» в размере 605,5 млн рублей был куплен в мае 2011 года неким Юрием Никешиным за 10,3 млн рублей (1,7% от номинала), а затем перепродан компании Vergillios LMS Limited. К декабрю прошлого года новым кредитором почти по всем долгам ФГУПов стал офшор.

Передача зданий на балансы ФГУПов-должников продолжалась и после банкротства «Московского капитала». С октября 2010 по май 2011 гг. им досталось несколько десятков зданий. Имущество, по данным следствия, закреплялось за ФГУПами на праве хозяйственного ведения по распоряжениям территориального управления Росимущества по Москве и лично Анатолия Шестерюка.

При этом многие директора ФГУПов жаловались, что представители УК «Проект», кивая на Росимущество, заставляли их под угрозой увольнения подписывать поручительства по кредитам «Московского капитала». Тех, которые отказывались это делать, увольняли, и на их место назначали своих людей из числа водителей и помощников, которые уже беспрекословно подписывали необходимые документы.

Итог деятельности мошенников таков: под угрозой отчуждения оказались более 100 объектов недвижимости, большинство из которых входят в перечень объектов культуры федерального значения. И наказание виновных, если оно будет, отнюдь не назначает автоматического возврата собственности государству.