Политический задел

Обычное предновогоднее затишье в текущем году так и не наступило. Взорвав информационное пространство, «Акт Магнитского» и российский ответ на него породили массу политических и околополитических слухов. В итоге на второй план отошли все другие темы, включая уголовные дела против оппозиционера Алексея Навального, возникающие как грибы после дождя.

Хотя главной непубличной проблемой во власти остается, пожалуй, утрата электоратом интереса к Владимиру Путину.

Главный слух, касающийся российского ответа на американский «Акт Магнитского» связан с авторством этого документа, и, в первую очередь, поправки, запрещающей американским родителям усыновлять российский детдомовцев.

По версии телеканала «Дождь», авторство принадлежит лично первому заместителю главы президентской администрации, ее нынешнему главному идеологу Вячеславу Володину. Ходят также слухи, что писал замруководителя АП эту поправку чуть ли не под личную диктовку Владимира Путина.

Но официально никто этого не подтверждает, так что не исключено, что это просто попытка поднять статус документа, который президент недвусмысленно поддержал во время своей «большой пресс-конференции» 20 декабря.

Между тем, продолжает уточняться уже принятый Госдумой так называемый российский ответ на «акт Магнитского», который, из весьма странно понятых властями соображений гуманности, был назван «законом Димы Яковлева» — по имени погибшего в США усыновленного русского мальчика.

Постепенно выяснилось, что вначале необходимо расторгнуть соглашение об усыновлении с США. И лишь потом скандальная поправка может вступить в силу.

Причем те представители российской власти, которые изначально с разной степенью уверенности выступали против запрета на усыновление, теперь, подтверждая версию о «духовном» авторстве Путина, уже не ставят в большинстве своем под сомнение этот законопроект.

Однако пытаются, как уполномоченный по правам детей Павел Астахов, скорректировать «неизбежное зло». В частности, американцам начинают выдвигать некие условия, соблюдя которые, они все же смогут усыновлять россиян. Что выглядит возможным «запасным каналом», по которому власть может в будущем отступить — заявив, что условия более или менее выполнены, отменить скандальный запрет.

Интересна и реакция самих депутатов. Многие СМИ утверждали, что народных избранников активно принуждали голосовать за данный законопроект. О том же говорили думские оппозиционеры, например депутат-эсер Илья Пономарев (сам голосовавший «против»).

Судя по тому, что в третьем чтению законопроект в Госдуме поддержали еще больше депутатов, чем во втором, можно предположить, что давление усилилось и фактически вышло с политического на личный уровень. Можно даже сделать вывод,, что от уговоров перешли к угрозам.

Причем мотивация некоторых депутатов изначально поражала. Так, один из единороссов неофициально признавался знакомым, что, поскольку ситуация в России становится все сложнее, он предпочитает проголосовать за «закон Димы Яковлева», чтобы тем вернее стать фигурантом «акта Магнитского». Для того, что если встанет вопрос о его уголовном преследовании, можно было выбрать американскую тюрьму, а не отечественные застенки.

Кстати, эта логика отлично работает. На сайте Госдепартамента США начался сбор подписей за включение российских депутатов, принявших, по мнению многих, «людоедский», закон, в «список Магнитского». А заодно и включении туда же Владимира Путина.

Сам факт появления такого голосования породил смешной слух, что инициировали его то ли сами депутаты Госдумы, которые «хотят в американскую тюрьму», то ли, что более вероятно – администрация российского президента, которая, благодаря этому закону, одним махом рассчитывает превратить большую часть российской элиты в невыездную. А значит более зависимую и верную.

Как бы там ни было, голосование идет весьма активно. Если в России против «закона Димы Яковлева» удалось собрать «Новой газете» более 100 000 подписей и они уже переданы в Госдуму «на обсуждение», то и в США, весьма вероятно, будет цифра с пятью нулями. Правда, как говорят, голосуют и там в основном россияне.

Они же, кстати, голосуют вновь и на сайте все той же «Новой газеты» — на этот раз за роспуск Госдумы. Вероятно, организаторы хотят изощренно поиздеваться над депутатами, заставив их обсудить этот вопрос. Ведь президент Путин подтвердил, что парламентарии обязаны рассматривать любые вопросы, которые собрали больше 100 000 подписей.

Что ни говори, дискуссионная активность вокруг этого законопроекта поражает. Такое ощущение, что Владимир Путин сознательно решил пробудить российское общество, которое начало было накануне нового года впадать в спячку, а главное – забывать про своего президента.

Тут стоит, в частности, отметить, что недавний опрос ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) продемонстрировал – менее трети россиян все еще интересно, что может сказать Владимир Путин.

За его посланием Федеральному собранию, по данным социологов, следило также менее трети респондентов – 29%. Из них только около 10% слушали его внимательно, а остальные узнали какие-то его детали из СМИ.

Остальные россияне, видимо, или не хотят слушать Путина, или уверены, что заранее знают, что он скажет.

Так что попытки пробудить общество не удивительны. Правда, выбранный в данном случае способ все же вызывает оторопь. Например, взять хотя бы название закона по имени погибшего Димы Яковлева. Оно явно было категорически неудачным и вызывает раздражение у многих экспертов.

Не говоря уже о том, что самая идея с отказом в усыновлении для американцев вызвала протест среди базового электората Путина – женщин среднего возраста. Так что не исключено, что, пробуждая общество, президент одновременно лишает себя поддержки.

Если это так, то выглядит логичным возбуждение очередного уголовного дела против Алексея Навального — одного из «электоральных» лидеров оппозиции.

Речь, как известно, идет об истории, не менее странной, чем прежние «хищения», которые Следственный комитет пытается поставить известному блогеру в вину. В понедельник официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил журналистам, что компания, которую ранее возглавлял оппозиционер Навальный, причастна к хищению миллионов рублей, принадлежащих политической партии «Союз правых сил», которая существовала с 2001 по 2008 год.

Выдвинуть такое обвинение тем более легко, что СПС уже не существует, а его формальный юридический правопреемник – партия «Правое дело», стоит на вполне прокремлевских позициях и явно готова подтвердить все, что угодно.

А именно это и надо. Ведь когда популярность политического лидера падает, для него главная возможность сохранить свое лидерство – это избавится от потенциальных конкурентов.

В случае с Путиным — как слева, вроде Сергея Удальцова, так и справа, вроде Навального.

Так что раз есть предположение, что рейтинг президента продолжит снижаться и в следующем году, то, выходит, надо создать «правоохранительный задел» и на год 2013-й.

Задел, который позволит, в случае необходимости, конвертировать возбужденные уголовные дела в пресловутые «посадки»