Игрушки ценой рабского труда и палёной кожи

Такой лейбл, Made in China, знаком каждому, особенно в сезон рождественских и новогодних праздников. Ни для кого не секрет, что за последние десять с лишним лет Китай превратился во всемирную фабрику. Однако далеко не все знают, какой ценой создается львиная доля этих искусственных елей, гирлянд и фонариков.

[Лу Цзяньхуа, жертва принудительного труда]:
«Охранники тюрьмы говорили нам, что мы — рабы. Они использовали плети и электрические дубинки, чтобы заставлять нас работать. Нормативы такие, что их невозможно было выполнить, и они выжимали из нас всё, что могли».

Лу Цзяньхуа провела четыре года в женской тюрьме № 1 города Шэньян провинции Ляонин. При этом, она не совершала никаких преступлений. Она – одна из многих, так называемых, узников совести в коммунистическом Китае, которые были отправлены в тюрьму за свои духовные убеждения.

Это не просто тюрьма. Для международных торговцев это место известно как ООО Shenyang Zhongji Enterprise Company («Шэньян Чжунцзи Интерпрайс Компани»). И на тюрьму, и на компанию поиск в Интернете выдает один и тот же адрес.

Согласно этому веб-сайту, «компания» имеет «рабочую силу» в количестве более 3 тысяч человек. Ее основная продукция – одежда. Но делают здесь и вот такие новогодние украшения. Товар поступает как на внутренний рынок, так и за границу.

[Лу Цзяньхуа, жертва принудительного труда]:
«Я не знаю, куда экспортируют эту продукцию. Они нам не говорили. Там были написаны какие-то английские слова, но мы не знаем, куда отправляли эти товары».

Лу говорит, что тюремные охранники получают бонусы, в зависимости от объема произведенной продукции. С заключенными не церемонятся, любыми способами заставляют работать больше 12 часов в день.

Но это еще не все. Лу попала в тюрьму за то, что занимается Фалуньгун — духовной практикой, которую Коммунистическая партия преследует с 1999 года. Из-за того, что Лу не отказалась от своих духовных убеждений, в тюрьме ее, помимо рабского труда, также подвергали и пыткам.

[Лу Цзяньхуа, жертва принудительного труда]:
«Они били меня электрическими дубинками в лицо, шею и по рукам. Они прижимали эту дубинку с током к телу, и я чувствовала запах горелой кожи. От этих ударов током все тело тряслось».

Помимо заключенных в тюрьмах, еще около 200 тысяч человек в Китае пребывают в исправительно-трудовых лагерях. В них здесь можно попасть на срок до четырех лет вообще без какого-либо судебного рассмотрения дела и признания вины. Согласно правозащитному отчету от 2008 года, примерно половину таких заключенных составляют именно приверженцы Фалуньгун.

Что касается Лу, в 2009 году она смогла выехать из Китая и подала заявку на получение статуса беженца в США.