Константин Андреев: Рождество в лютеранской церкви

Рождество — главный праздник для католической и протестантской церкви. История и традиции праздника.

Константин Андреев, Епископ Евангелическо- Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания России:

Рождество в лютеранской церкви — традиционный западный праздник, я бы сказал — главный праздник для католической и для протестантской церкви.

Но для протестантской — прежде всего для лютеранской, как сохранившей свою традицию и приверженность, в том числе, апостольской традиции. Мы признаём все семь решений вселенских соборов и традиций.

Что такое Рождество? Почему, вообще, на Западе и в лютеранской церкви Рождество является более главным праздником, чем даже Пасха? Мы говорим, что никогда не было бы распятия и воскресения последующего, если бы не было самого главного — Рождества. Потому что и первые христиане воспринимали Рождество как нечто очень важное.

И более того — даже в первые века Рождество не праздновалось, а праздновалось так называемое Богоявление: Бог, который явил себя человеку, явил себя во плоти. Почему это так важно для нас? Потому что, на самом деле, как Бердяев позже напишет: «Если бы Христос не родился, не пришёл в этот мир и впоследствии не пострадал и не умер за меня, и не воскрес, то и жизнь лишена была бы всякого смысла».

Аспект Боговоплощения чрезвычайно важен для протестантского и для лютеранского мышления потому, что с этого всё начинается. Это он пришёл, а не я нашёл. Это он достиг меня своей благодатью, а не я долго-долго искал и в конечном итоге сделал свой выбор в пользу христианства, например. Нет. Писание однозначно говорит, что «когда пришла полнота времени, он послал сына своего единородного, чтобы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную».

Но, конечно, сегодня в нашем таком постмодернистском (я бы даже сказал, на Западе — в пост- таком христианском сознании), обществе религиозный аспект Рождества отошёл на второй план. Т.е. это в большей степени превратилось в такой семейный праздник, традиционный праздник. И многие уже и не помнят его основу.

А в чём там суть в самом начале была? Ну, вот например, современный, можно сказать, культ Санта Клауса — когда люди не знают, кто такой Санта Клаус. Это странный смешной старик, который раздаёт там подарки в определённое время, в декабре. На самом деле — это Святой Николай Мирликийский Чудотворец, культ которого в средние века в Европе был очень распространён и связан именно с Рождеством. Для лютеранской церкви это очень важно — эти традиции, которые подчёркиваются, и подчеркивается христианская основа.

Мало кто знает в России, что ёлка является лютеранским изобретением. Она пришла в Россию вместе с Петром Первым, который много очень заимствовал и позитивного, и негативного на Западе. И лютеранская церковь пришла сюда. Позже её традиции были утрачены в простых семьях, крестьянских семьях. У мещан это не было принято, но знать практически вся наряжала ёлки на Рождество.

В первые годы советской власти она была отменена. Сталин вводит её опять. И сегодня у нас имеется лютеранская ёлка, которую наряжают на Новый год. И никто не помнит смысла, на самом деле, этого символического действия по лютеранской традиции.

Сама по себе ёлка перекочевала из верований древних германцев в вечно живущее, растущее дерево, дающее жизнь, которому поклонялись язычники германцы. Но позже ёлка стала ассоциироваться с тем самым Древом Жизни, которое, на самом деле, даёт вечность.

И Древо Жизни или крест Христов даётся нам в качестве подарка. Вот почему на ёлке развешиваются подарки. Мы принимаем эти подарки и символически тем самым утверждаем: мы принимаем Дар Божий, который нам Господь подарил.

Сегодня если мы будем смотреть на культурные аспекты Рождества, может быть, Рождество — это тот последний форпост, последний элемент, который удерживает западно-европейскую цивилизацию от полной секуляризации.

Поэтому мы стараемся в этот день донести самую главную весть, евангельскую весть: Бог любит тебя