Мигранты: как выжить в России

Центральноазиатские мигранты в России переживают сегодня трудные времена, так что неудивительно, что люди, занимающиеся различными видами единоборств в спортивном зале в промышленной части Донского района Москвы, тренируются до седьмого пота – и, по словам большинства из них, делают это в целях самообороны.

Поинтересуйтесь у кого-нибудь из миллиона с лишним центральноазиатских мигрантов в российской столице, и с большой долей вероятности услышите в ответ, что им сейчас лучше держаться тише воды, ниже травы. Преследуемые полицией и националистическими группировками, живущие под страхом депортации и полицейских облав, подвергающиеся презрительным насмешкам со стороны политиков популистского толка, трудовые мигранты из Центральной Азии являются легкой мишенью для россиян, изливающих свое раздражение неэффективной работой собственных властей. В подобных обстоятельствах нет ничего необычного в том, что жители далекой республики стараются держаться вместе и помогать друг другу.

Большинство членов клуба единоборств «Айкол Манас», названного так в честь героя кыргызского эпоса (Богатыря Манаса), это приезжие из Кыргызстана. Основатель и главный тренер клуба Нургазы Амиракулов сердечно приветствует русского фотографа, но умоляет его: «Пожалуйста, не говорите, что это тренировочный лагерь для подготовки исламских террористов из Кыргызстана, как сделал один российский телеканал. Здесь у нас не только кыргызы, но и узбеки, русские, дагестанцы и др. И мы спортсмены, а не террористы».

По словам тренирующихся здесь людей, они создали свое маленькое сообщество в этом гигантском городе вдали от дома и любят проводить вместе свободное время. Они рады принять в свои ряды каждого, кто захочет к ним присоединиться. И действительно, по словам одного русского из Ферганской долины, он чувствует, что ему здесь рады.

Нургазы Амиракулов, приехавший в Москву из города Ош 13 лет тому назад, сначала торговал на рынке, затем работал охранником в ресторане. В начале 2000 годов он был полупрофессиональным бойцом смешанных единоборств, пока ножевое ранение не положило конец его бойцовской карьере. Он стал тренером по смешанным единоборствам и преподавателем самбо (вида борьбы, получившего свое название по сокращению от фразы «самооборона без оружия»).

Девятнадцатилетний Абай Джамшедбек уулу – один из самых многообещающих самбистов клуба. Он говорит, что его успехи – это заслуга тренера Амиракулова, которого он почитает как отца. «Он кардинально изменил мою жизнь. Он подобрал меня на улице и привел сюда тренироваться, чтобы сделать из меня спортсмена, он удержал меня от бессмысленного времяпрепровождения с сигаретой и бутылкой. Он спас меня, удержав от хулиганства. Клуб стал для меня чем-то вроде семьи, они мне здесь как братья», – говорит Джамшедбек уулу. Отрабатываемые им в клубе навыки весьма полезны в Москве, где ему уже не раз приходилось защищаться на улице «от пьяных», добавляет юноша.

В клубе «Айкол Манас» тренируются и женщины. Каада Маматкулова, работающая заместителем шеф-повара в одном из кафе и занявшая в этом году второе место в местном чемпионате по бирманскому боксу (летхвей), дома в Оше занималась карате. На занятия боевыми искусствами ее подвигли девушки, побившие ее однажды на родине на автовокзале.

Нургазы Амиракулов следит, чтобы у его спортсменов была возможность продемонстрировать свое искусство. Под его руководством они участвуют в таких регулярных соревнованиях, как московский турнир Fight Nights. «Боец должен сражаться на ринге, а не на улице», – говорит он.