Промышленный шпионаж и технологическое лидерство

С каждым днем нам становится известно все больше о том, как США шпионят за своими друзьями и союзниками. Последние на этот день разоблачительные материалы опубликовали немецкая Der Spiegel и французская Le Monde.

Газета Der Spiegel, в частности, рассказала об активном шпионаже за Мексикой, ее президентом и членами правительства, а также бразильской нефтяной компанией Pemex. Le Monde, в свою очередь, рассказывает о том, как США воспользовались телефонными линиями и интернетом во Франции, чтобы получить доступ к миллионам телефонных разговоров, а также электронной переписке и переданным по сетям данным. Франция воспринимает ситуацию столь серьезно, что министр иностранных дел страны вызвал американского посла для объяснений.

В ближайшие недели стоит готовиться к новым откровениям насчет американского шпионажа. Щупальца Агентства национальной безопасности опутали не только враждебные США государства, но и дружественные страны и даже самих американских граждан. В целом, АНБ воспользовалось одним из главных преимуществ Америки: практически неисчерпаемыми средствами для формирования широчайшей сети наблюдения за телефонной связью и интернетом. Кроме того, агентство обладает и серьезным технологическим превосходством, потому что большая часть коммуникационных технологий разрабатывается именно в США (пусть даже производство оборудования осуществляется главным образом в Азии).

«Официальная версия» АНБ сводится к тому, что такой масштабный шпионаж необходим для борьбы с терроризмом. Тем не менее, агентству так и не удалось доказать, что слежка за телефонными сетями и интернетом на самом деле помогает остановить терроризм. Да и вообще, что общего имеет эта борьба со шпионажем за президентом Мексики или руководителями предприятий и государственных ведомств во Франции, Германии и других странах?

На самом деле США активно занимаются политическим и экономическим шпионажем, а терроризму отводится лишь малая часть мощнейшей системы АНБ по сбору данных.

С чем это связано? На то есть три причины.

Прежде всего, «клиентура» АНБ — это правительственные организации и агентства. Все они хотят получить информацию по своей сфере деятельности. Так, например, госдепартамент хочет знать, что именно происходит в той или иной стране, тогда как Министерство торговли заинтересовано в наилучших способах продвижения американских предприятий за границей.

Многие годы у нас считалось, что в отличие от некоторых иностранных спецслужб, которые в первую очередь занимаются защитой интересов промышленности и финансов их государств, в США они работают в меньших масштабах и ориентируются исключительно на потребности правительственных структур. Тем не менее, активный шпионаж и широкий спектр целей указывают совершенно обратное: американская разведка не только работает на правительственные агентства, но и помогает промышленности стать конкурентоспособнее.

Кроме того, у АНБ есть все средства, чтобы внести вклад в защиту пошатнувшейся американской экономики на фоне роста задолженности страны и переноса значительного числа рабочих мест в Азию. Это подразумевает манипуляцию валютными резервами с опорой на знание будущей реакции центробанков других стран, что позволяет принести некоторую прибыль экономике, которая все заметнее сбавляет темп.

Наконец, АНБ может помочь США «вернуть» часть утерянного технологического преимущества. Серьезное беспокойство вызывает в частности спад в аэрокосмической отрасли, с которой сегодня весьма успешно конкурирует Франция. Так, после многих лет практически полного отсутствия каких-либо инноваций Boeing запустил серию лайнеров 787, которые почти полностью состоят из композитных материалов и сталкиваются с весьма серьезными проблемами. Знание того, чем занимается Airbus во Франции, является приоритетной задачей не только для Boeing, но и для США в целом, так как правительству нужно сохранить рабочие места в авиации и снова попытаться вывести страну в лидеры отрасли.

Многие годы американские чиновники и их партнеры в промышленности бегали повсюду с жалобами на то, что французы нагло крадут американские технологии. Как бы то ни было, они не могли объяснить, почему французские самолеты были инновационными, а американские нет, и упорно отказывались признать, что если у французов и были какие-то американские технологии, они совершенно законно купили их, а не украли. Возможно, все эти жалобы были своего рода дымовой завесой, которая должна была прикрыть теряющий позиции сектор. Как вы помните, Airbus поначалу выиграл многомиллиардный тендер на поставку самолетов-заправщиков, однако лишился его из-за американских политиков.

Главная проблема для АНБ в том, что сейчас все увидели его работу по укреплению конкурентоспособности американской промышленности, а также защите экономики и репутации США. Американский посол в Париже мог бы дать такой ответ своему коллеге: «Мы не признаем, что сделали это, но если мы это сделали, то получили преимущество».