Казахстан: о правах геев

Гомофобная риторика находится сейчас в Казахстане на подъеме, и представители сообщества геев и трансгендеров страны готовятся к возможному наступлению в законодательном порядке на свои права.

Активисты, выступающие в защиту сообщества ЛГБТ (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров), выражают обеспокоенность, что Казахстан может последовать примеру России и принять законодательство, запрещающее «пропаганду» гомосексуальности — или даже вообще ввести запрет на «гомосексуальные отношения», как предлагают некоторые депутаты.

Президент Нурсултан Назарбаев пока, похоже, не стремится продвигать ограничения российского образца. И все же ряд словесных выпадов, прозвучавших из уст видных политиков, обострили опасения среди активистов ЛГБТ. Последняя резкая атака последовала со стороны депутата Мажилиса от правящей партии «Нур Отан» Бахытбека Смагула, который в начале октября призвал в законодательном порядке «искоренить гомосексуальные отношения» и принять в Казахстане закон, запрещающий «пропаганду гомосексуализма», аналогичный скандальному закону, принятому в прошлом году в России. В обоснование своей позиции депутат привел «национальный менталитет», древние культуры Центральной Азии, геостратегическое положение Казахстана, семейные ценности и демографические соображения.

В мае мажилисмен Алдан Смайыл назвал гомосексуальность «аморализмом» и призвал принять закон, который позволял бы считать гомосексуалов «преступниками против человечества».

Подобные заявления наводят на печальные параллели с выдуманным персонажем Боратом из одноименного художественного фильма 2006 года, чьи одиозные высказывания гомофобного и сексистского характера стали источником конфуза и раздражения для Астаны.

На фоне всплесков подобных настроений казахстанские неправительственные организации (НПО) по защите прав геев стараются не привлекать к себе лишнего внимания: представители НПО не распространяли никаких заявлений и не ответили на просьбы EurasiaNet.org о комментарии.

Что касается отдельных представителей ЛГБТ-сообщества, некоторые из них все же готовы поделиться своим мнением, хоть и в анонимном порядке. «Я считаю, что это [гомофобная риторика] неприемлемо. Это как фашизм. Если мы начнем с преследованием одной группы, потом будет другая — евреи, потом уйгуры, — сказал дизайнер из Алматы по имени Роман, пожелавший скрыть свою фамилию. — Я думаю, что государство должно обратиться ко всем гражданам в равной степени. И не имеет права дискриминировать людей по [каким-либо] признакам».

Международные активисты предостерегают, что агрессивная риторика в парламенте может усугубить враждебность по отношению к ЛГБТ-сообществу в Казахстане, где его представители уже сталкиваются с дискриминацией в этом относительно консервативном, преимущественно мусульманском обществе. «Пытаться вычеркнуть представителей ЛГБТ-сообщества, называя их чуждыми центральноазиатским «традициям» и «ментальности» — то же самое, что пытаться представить их «нелюдями», — говорит специалист по правам ЛГБТ нью-йоркской правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч» Анна Кирей (Anna Kirey).

«Принятие законов, за которые выступают депутаты казахстанского парламента, еще более осложнит жизнь представителей ЛГБТ-сообщества страны и может развязать еще большее насилие [в отношении них], — сказала она EurasiaNet.org. — Депутатам следует принимать законы, защищающие граждан Казахстана от дискриминации, направленные на улучшение их жизни, а не на дальнейшее выдавливание их на ее обочину».

Попытки повысить информированность общества о жизни казахстанского ЛГБТ-сообщества наталкиваются на антипатию. Символическая лесбийская свадьба, состоявшаяся в апреле в Караганде, заставила другого депутата, Каирбека Сулейменова, потребовать создания «механизмов» противодействия однополым бракам как «чуждым» национальным «традициям» — хотя в Казахстане не существует и не планируется принятия правовых механизмов для заключения однополых браков.

Некоторые представители сообщества полагают, что призывы ввести уголовную ответственность за гомосексуальные отношения переходят опасные пределы. «Это дает зеленый свет дискриминации», — сказал EurasiaNet.org. представитель казахстанского трансгендерного сообщества по имени Александр.

Александр — один из трансгендеров, оказавшихся как бы подвешенными в воздухе в правовом плане в Казахстане, где процесс внесения изменений и выдачи паспорта и других документов согласно новой половой принадлежности завел их в бюрократическую трясину.

Авторы единственного комплексного исследования ЛГБТ-сообщества Казахстана, опубликованного в 2009 году Фондом «Сорос-Казахстан», пришли к выводу, что представители этого сообщества сталкиваются с серьезной дискриминацией, в том числе с психологическим и физическим насилием. [От редактора: Фонд «Сорос-Казахстан» и EurasiaNet.org являются отдельными структурами сети фондов Сороса].

«Исследование выявляет драматические и тревожные факты гомофобного и трансфобного отношения, которое терпят члены ЛГБТ-сообщества», — отмечалось в документе. «Респонденты, которые согласились участвовать в этом опросе, рассказали нам удручающие истории о физическом и психологическом насилии, которому они подвергались из-за своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности», — говорилось в нем далее.

Согласно исследованию, основанному на опросах 991 респондента, 81 процент опрошенных отмечали, что отношение в обществе к представителям ЛГБТ-сообщества сложилось «негативное» или «довольно негативное». Это показывает, что в обществе, где тема гомосексуальности остается по большей части запретной, представители ЛГБТ-сообщества зачастую предпочитают скрывать свою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, дабы избежать проявлений предвзятого отношения и дискриминации.

Как показывает вспыхнувшая в казахстанской Сети активная полемика, предубежденное отношение цветет пышным цветом: многие комментаторы поддерживают идею принятия закона против гомосексуальности, порой изливая гомофобные настроения. Другие категорически не приемлют эту идею, называя призывающих за эту меру парламентариев потерявшими связь с реальностью фанатиками.

Согласно выводам исследования Фонда «Сорос-Казахстан», представители ЛГБТ-сообщества сталкиваются с насилием и дискриминацией: 27 процентов респондентов сообщили, что оказывались «жертвами гомо- или трансфобного насилия», «акты насилия включали в себя избиение, причинение вреда легкой и средней тяжести, сексуальное домогательство и изнасилование». Три четверти жертв не сообщали об этих инцидентах в правоохранительные органы, представители которых порой также допускали злоупотребления по отношению к ним или не принимали их заявлений всерьез.

С момента публикации исследования четыре года тому назад «ничего в ситуации не изменилось, а в плане общественного мнения, пожалуй, даже ухудшилось из-за случившегося в России», — поведала EurasiaNet.org координатор программы «Правовая реформа» Фонда «Сорос-Казахстан» Айнур Шакенова, курировавшая составление отчета.

Злоупотребления продолжаются, разделяет это мнение Анна Кирей. «Лесбиянки и бисексуалки сталкиваются с высоким уровнем насилия в семье, их вынуждают выходить замуж за мужчин. В некоторых случаях родственники и посторонние подвергают их сексуальному насилию, чтобы «излечить» от гомосексуальности».

«Депутатам парламента следует воздерживаться от гомофобных высказываний и сосредоточиться на защите представителей ЛГБТ-сообщества от проявления насилия в семье и на улице», — добавляет Анна Кирей.