О предложениях по контролю над мигрантами

После бирюлевских событий власть и оппозиция наперебой соревнуются в предложениях по завинчиванию гаек в деле контроля над миграцией. Громче всего звучат предложения ввести визовый режим со странами Средней Азии и обложить гастарбайтеров новыми денежными сборами при пересечении границы.

Однако эксперты, опрошенные «Росбалтом», скептически относятся к идее, что возведение все более высоких барьеров на границах может остановить поток мигрантов, стремящихся в Россию.

По мнению директора Института миграционной политики Ольги Гулиной, предложение о введении Россией виз с некоторыми странами СНГ — чистый популизм. «Мы сейчас не можем вводить визы, да они нам и не нужны», — говорит она. «О каких визах можно говорить, если речь идет о создании Таможенного союза по примеру ЕС, что предполагает свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы?», — задается вопросом эксперт, добавляя, что «это полностью противоречит политическому курсу страны».

Предложение о внесении мигрантами, въезжающими в Россию, некоего депозита, который совмещал бы в себе и функцию медицинской страховки, а также был бы неким резервом на случай их депортации, представляется Гулиной мало реализуемым и также популистским шагом, больше предназначенным для привлечения электората, чем на решение реальных проблем миграции.

Эксперт считает, что обязательная уплата мигрантом депозита при въезде в страну в какой-то мере возможно и привела бы к некоторому снижению числа иностранных рабочих, но, с другой стороны, это привело бы и к развитию разного рода криминальных схем.

Гулина отмечает и наличие чисто технической проблемы для реализации этой идеи. Как известно, у России с большинством стран Средней Азии просто нет общей границы, а граница с Казахстаном фактически не оборудована.

Об этом же напоминает и лидер Форума переселенческих организаций России Лидия Графова. «У нас с Казахстаном 7,5 тысяч километров границы с редкими постами, масса дорог идет мимо основных транспортных артерий, связывающих наши страны и мимо каких-либо пограничных постов», — говорит она.

Ситуация с миграцией в России действительно безобразная, соглашается Графова, однако пытаться решить ее с помощью запретительных мер, в частности, путем введения виз или высоких въездных пошлин, по меньшей мере, наивно, считает эксперт.

С одной стороны, миграционная ситуация в России тяжелая, а с другой, «мигрантов назначили врагом номер один, возбудили в народе ненависть против них», — отмечает правозащитница.

Попытка цивилизовать миграцию в РФ с помощью новых запретов, в частности, с помощью введения виз с отдельными странами, или с помощью высоких въездных пошлин только приведет к росту уровня взяток, считает Графова.

В свою очередь директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский также заявил «Росбалту», что дополнительные меры по регулированию трудовой миграции не нужны. По его словам, работодателей необходимо заставить выполнять уже существующие законы.

Эксперт напомнил, что сегодня по закону за наем нелегального мигранта работодатель в Москве, Московской области, Санкт- Петербурге и Ленобласти обязан заплатить штраф в 1 млн рублей. В остальной России сумма штрафа составляет 800 тыс. рублей.

Что стоило бы сделать, говорит Московский, так это ввести обязательное медицинское страхование для иностранных граждан, что пытаются предпринять чуть ли не с 1992 года. Эксперт напомнил, что в 1996 году на эту тему было даже принято соответствующее решение Госдумы.

Экономического смысла в введении высоких въездных пошлин в Россию для мигрантов Московский также не видит. Он отмечает, что идея высокого въездного сбора изначально обосновывалась необходимостью оплаты депортации мигранта, если такое решение в отношении него вынесет суд. Однако на поверку получается, что к депортации и высылке приговаривается ничтожное число мигрантов от их общего количества.

Юрий Московский напомнил, что за последний год на родину из РФ было депортировано всего около 30 тыс. человек, в то время как общее число мигрантов в России колеблется по разным оценкам от 7 до 12 млн человек.

При этом идея властей сделать прием на работу мигранта в РФ невыгодным, представляется эксперту неконструктивной, так как, по его мнению, Россия уже исчерпала лимит свободной рабочей силы.