Радзиховский: привлечение мигрантов неизбежно, как и конфликты

Слово-булыжник… Вспомним Сумгаит (1988) или Баку (1990). Убиты десятки (по слухам, в Баку — несколько сот) людей. Грань между «погромом» и «попыткой погрома», по-моему, ясная — кровь. А «сухой погром» — как «сухая мокруха», противоречие в определении. До погрома дело в Бирюлево не дошло. Гром грянул — но ни молнии, ни кровавого дождя не было.

Почему все-таки «погром не состоялся» ? Может, и намерений таких не было ?

У толпы намерений — нет. Провокаторы-заводилы, вероятно, имеют какие-то планы, но толпа — не армия, действует по своей, стихийной логике. Это логика «кома с горы»: мораль толпы всегда ниже морали отдельных людей, в нее входящих, ею движет злой кураж и безответственность. Если толпа не видит со стороны власти сопротивления (или даже чувствует скрытую поддержку), то она легко сатанеет. А вот встретив на пути твердый и ясный приказ: «Назад!» — почти всегда отступает и рассыпается. В Бирюлево погромная волна сразу разбилась о стену ОМОНа.

И дело не только в прямом физическом страхе, но и в том, что люди «вдруг» осознают полную нелегитимность своих действий. Между тем толпа — это же не преступники, не революционеры. Случайные люди, сбившись в кучу, они воображают: «мы здесь власть». Полное ощущение своей моральной правоты и юридической неподсудности, «высшей легитимности».

Ясные, жесткие, но не жестокие, вполне корректные действия ОМОНа показали толпе, что власть — не они, власть здесь — Закон.

Теперь о причинах.

Их много — от «биохимических» до социальных.

Различение «свой — чужой» — это иммунитет. Он есть не только у организма, он есть и у этноса. Иммунитет необходим для выживания. Весь вопрос в мере. Если разумная мера превышена, начинается ксенофобия — штука, наоборот, опасная, разрушительная для самого этого этноса. Ну, а мера разумности определяется «методом проб и ошибок». Главное — чтоб ошибки не стали Историческими.

Все нации трутся друг о друга. Бывает, от трения и огонь вспыхивает. Сейчас — эпоха нового Великого Переселения народов. Трения «белых» — и «черных», христиан — и мусульман, «коренных» — и «понаехавших», граждан бывших метрополий — и жителей бывших колоний, идут по всей Европе. СМИ бушуют в амплитуде от криков о «гибели Цивилизации», «Мечети Парижской богоматери», «России — Кавказской пленнице» до обвинений в «белом нацизме». Разжигают — то ксенофобию, то фобию ксенофобии. И ничего принципиально особого в нашей, российской ситуации тут нет. Больше того. И число мигрантов и накал эмоций в России, на самом деле, ниже, чем в ЕС.

Наша специфика в другом — нравы погрубее, политкорректности и «прав человеко-мигранта» куда меньше. По-этому, кстати, в ЕС скорее мигранты нападают на «местных», защищая свои «неотъемлемые права» (например, права в мечетях Лондона призывать к джихаду), а в России «местные» атакуют мигрантов. Вообще, у нас эта проблема не так религиозно (в русских городах почти нет исламистов) и политически (мигранты не являются избирателем, за которым охотятся политики) окрашена. В здешних широтах все проще : экономика + бытовая ксенофобия (причем с двух сторон, конечно! «Приезжие черные» обычно куда большие националисты, чем «коренные белые»). Другая наша особенность — продажность полиции и чиновников. Поэтому часто русский человек в России чувствует себя куда беззащитнее мигранта: госинституты одинаково равнодушны к обоим, но зато за мигрантом стоят «общины», а «коренной» может рассчитывать только на 5-6 близких родных и друзей. Отсюда и потребность в вот такой «погромной самообороне». Можно выделить три класса мигрантов. Каждый читатель знает, кто «в среднем» брутальнее — приезжие из Ср. Азии, из Закавказья или с Сев. Кавказа (понятно, они — такие же полноправные российские граждане, как самые православные из русских…). При этом надеюсь, что вменяемые люди понимают: «национальная дедукция» («все они такие», «что ж я — других не видал») — опасный абсурд. Все «они» — разные, и в отличие от родо-племенного строя, все-таки в современном обществе нет коллективной вины, всякий отвечает только за себя.

Кстати, по моим наблюдениям, «рядовой мигрант» (скажем, узбек-водитель) мучается от нашей полиции и ксенофобии куда меньше, чем от его имени страдает «прогрессивный журналист». Возможно, дело в том, что этот мигрант и у себя на Родине «правами человека» не слишком избалован…

Какова в этом вопросе политика властей? Как положено политике — она противоречива. Слишком много разных векторов.

Экономически России, как ни крутись, нужны мигранты — рабочих рук не хватает. Особенно для тяжелых и грязных работ. Заменить их сейчас некем. Делается на мигрантах и экономика коррупции — от полицейской до общечиновной, — в которой тоже заинтересованы «представители власти».

Геополитически — если Россия введет обычный визовый режим со странами СНГ, то быстро потеряет остатки «особых отношений». Средняя Азия окончательно уйдет «под Китай», Закавказье — «под Турцию».

Идеологически и пропагандистски властям невыгодны мигранты, которые увеличивают напряжение в стране, но в чем-то и выгодны, как «козлы отпущения», «громоотводы ненависти» (осязаемее, чем «пиндосы» и «пидоры»!).

Так что привлечение мигрантов неизбежно, как и конфликты с ними. И это нормально. «Окончательного решения» проблемы мигрантов, вообще национальной проблемы — нет. Жизнь — это процесс решения, притирка разных этносов, конфликты — компромиссы — новые конфликты.

Идут обычные колебания вокруг точки равновесия — но нет признаков цепной реакции Взрыва. Гром не всегда предвещает Большую Грозу.