31 год трагедии после матча «Спартак» — «Хаарлен»

В истории рано или поздно всё всплывает на поверхность. Даже то, что пытаются утопить под толщей лет.

20 октября 2013 года исполняется ровно 31 год, как произошла трагедия после матча между московским «Спартаком» и голланским «Хаарленом».

Итак, что же произошло 20 октября 1982 года. А произошло следующее, едва только первые зрители поднялись со своих мест, как милиция в сотрудничестве с администрацией начала операцию, которая на специфическом жаргоне правоохранительных органов носит название «зачищение». О стилистических достоинствах этого термина можно спорить, но суть действий он передаёт достаточно точно — болельщиков начали подталкивать к выходу. Люди стекали вниз, организованно толкаясь и скользя по обледеневшим ступенькам. И в это самое время в морозном воздухе вдруг родился крик восторга. Швецов не дал-таки «Хаарлему» уехать домой налегке. За двадцать секунд до финального свистка он всё же загнал второй мяч в ворота гостей. И на трибунах бурно приветствовали успех любимцев. А те, кто достиг уже нижних ступенек? Они, естественно, за двадцать секунд до конца матча на так не вовремя покинутом ими стадионе, почти покинутом, повернули назад.

В этот момент крик восторга перешёл в крик ужаса. Ведь выход был открыт только один. А сверху в сумеречный проход тоннеля продолжали заталкивать всё новых и новых людей. Итог по официальным данным погибло 66 человек, 61 человек получил раненья и увечья, в том числе 21 — тяжёлые. Это было только озвучено только спустя семь лет. По неофициальным, только количество серьёзно раненных превышало 300. В дальнейшем со слов очевидцев, число жертв только росло сперва до 340, а потом в интернете и до 600. Виновным было признано руководство Большой спортивной арены.

О трагедии футболисты московского «Спартака» узнали от начальника своей команды, Николая Старостина, на следующий день после матча. Газета «Советский спорт» и еженедельник «Футбол-Хоккей» после трагедии опубликовали 21 и 24 октября подробные статьи об этом матче под названиями «Холодная погода — горячая игра» и «Счёт на секунды», однако умолчали в них о каком-либо несчастье, произошедшем с болельщиками. Саму трагедия хотели засекретить, но через семь лет первая публикация о трагедии появилась в газете «Советский спорт» от 8 июля 1989 года, которая называлась «Чёрная тайна Лужников». В ней пара журналистов указала, что им неизвестно точное число погибших, так как оно является «чёрной тайной», и при написании статьи у них не было доступа к материалам уголовного дела, из-за того, что архивы «Закрыты и охраняются, пожалуй, крепче оборонных заводов. Поэтому мы имеем только непроверенную цифру — 340 человек», — сообщили журналисты, ссылаясь на родственников жертв».

О трагедии после было много написано и было много разных версий. Одна из них была написана в журнале «Московский Спартак» в № 1 за 1992 год и называлась «Долгое эхо Чёрной среды».