Почему Россия не Швеция

Две бывшие империи. Пересекающиеся интересы. Давние интриги. Колкости и фобии. Не грубые, наоборот, достаточно деликатные. Разумеется, страны разные, и не только по численности населения. И, конечно же, в Норвегии и Финляндии к Швеции относятся совсем не так, как в какой-нибудь Прибалтике. В ситуации вокруг «имперской Швеции» очень много сходства с тем, что творится в окружении России. Настроения, ревность, кое-где показушное раболепство.

Отдельные историки утверждают даже, что русские и скандинавы — одни и те же люди, более близкие друг другу родственники, чем можно считать, оценивая геополитические предпочтения тех и других.

Разная жизнь и по окраинам.

В Эстонии по всей стране дорожные знаки указывают направление «Стокгольм». В сторону Таллина, туда, где порт и паром. Там и Стокгольм. Через море, правда. Но указатели стоят везде. Не перепутаешь. Будто каждой пенсионерке следует знать, где находится Стокгольм.

В Киеве нет ни одного указателя на Москву, например. Не обращал внимания, есть ли такие знаки в Эстонии. Дороги есть. И паром не нужен. Можно по суше добраться. И из Киева можно. И из Кишинева. Есть в Кишиневе дорожный знак на Москву? Нет, на Бухарест есть.

Все эти мелочи символичны не менее, чем памятник Дзержинскому на изображениях Лубянской площади.

Швеция отправляет на страны Восточного партнерства очередной транш в полмиллиарда евро. Для ускорения реформ и евроинтеграции.

Россия вкладывается в республики СНГ десятками миллиардов. Не только буквально, через кредиты. Но и через разрешение продавать на своей территории разную ерунду вроде алкоголя и продуктов питания, наверное, в сотни миллиардов, если сложить всё выпитое и съеденное за последние двадцать лет жизни в разводе.

При этом бывшая империя Швеция возвращает себе влияние на некогда своих территориях, в окружении нынешней России. Возвращает свое влияние ко временам короля, которого разбили под Полтавой, но в те времена вряд ли в Украине и неподалёку Швецию любили больше чем сейчас.

Швеция символизирует в глазах любого выходца из СССР благополучие, стабильность и правильность во всём.

«Как должно быть? Так, как в Швеции». Эталон стабильности. Стандарт социального благополучия.

Когда разрушался СССР, во всех газетах писали, что лучший вариант будущего — это «шведский социализм». Это к вопросу о брэндах.

Таких глупостей сегодня никто уже не пишет. Не до шведского социализма уже давно. Мечтать не вредно, но бессмысленно.

Но, согласитесь, дело ведь не в суммах, которая Швеция перегоняет в Молдову и прочему окружению России. Суммы эти, по сути, минимальны. И, скорее, символизируют невидимую связь, чем составляют сущность отношений.

Россия дала своему окружению гораздо больше, но её не любят. И, по возможности, сносят дорожные указатели. Из Киева понятно, куда ехать на Москву. Надо искать указатель на Чернигов. Странно, что нет ещё указателя на Стокгольм. И в Кишиневе нет. Странно. Должен быть уже давно. В Молдавии Швецию любят сильнее, чем Россию. И, может быть, сильнее, чем Румынию.

Как воспитать любовь к себе? К своей стране? Возможно ли это в принципе?

Многие ли из украинцев были в Швеции? Многие ли прибалты побывали в Стокгольме на выходных? Где там.

Дело не только, как принято иногда рассуждать в Москве согласно плоским клише, в «зависимой продажной элите» отдельно взятой прибалтийской страны. Или группы стран. Со злой обидой некоторые исследователи, военные и политики России пытаются рассуждать о психологии маленьких народов, ищущих к кому бы притулиться. Под крылышко влезть.

Разумеется, есть международная статистика. По качеству жизни, медицине, социальной защите, обустроенности провинции. Понятно, что Швеция в числе лидеров. А Россия — аутсайдер. Две бывшие империи выглядят по-разному через призму цифр и маленьких фактов. Хотя Швеция сегодняшняя имеет много проблем, а сами Шведы часто ездят в Норвегию как украинцы — в Россию. На заработки. На неделю — туда, а на выходные — обратно. Конкурируют там, кстати говоря, со всевозможными поляками. Думаете, это не обидно жителю некогда величественной империи, чей король отметился даже на берегах Днестра, конкурировать с поляками в Норвегии?

Есть и динамика миграции. Из Швеции хотят переехать в Норвегию и Канаду, из бывшего СССР — в Западную Европу. Из Средней Азии — в Россию.

Кому-то нужна социальная стабильность и нормальная полиция, кому-то просто не хватает куска хлеба. Для них Россия представит все возможности этот кусок хлеба получить, пусть помалкивая на темы политики, а между работой и спальным местом — робкими перебежками, желательно не попадаясь на глаза полицейским.

Способна ли Россия вызывать у жителей сопредельных территорий такие же симпатии, как далёкая Швеция, где, например, вряд ли ступала нога каждого украинца?

Любая страна начинается с провинции. Городки с населением 5 — 10 тысяч человек. Как там обустроена жизнь, насколько там безопасно, — эти вещи значат многое в понимании симпатий соседей.

Бесполезно ориентироваться на столицы.

Стокгольм зимой — столь же удручающее зрелище, что и Москва зимой. Тот же сырой грязный снег, та же сырость, бледные физиономии, многое «то же». А вот провинция России и Швеции в зимний период особенно различается. По дорожкам, которые чистят уже к шести утра. Даже во дворах. По комфорту общественного транспорта. По библиотекам.

Симпатии и любовь соседей не покупаются за миллиарды. Никак совершенно не зависят от общей истории, каких-то там далёких побед под одним флагом, и даже наличия единого для всех языка общения. Искать причину для симпатий у соседних народов следует там же, где у отдельно взятого человека ищут зависть.

В Брянской области есть отдаленные деревни, где доярки зарабатывают по 20 тысяч рублей в месяц. Это уже большой плюс. Это отличный повод для зависти. Если б ещё эти самые доярки ходили по отдельным дорожкам, а не по той же самой проезжей части, где рассекают на полном ходу «Лады Приоры» и «УАЗЫ Патриоты», если б в деревне у такой доярки был магазин торговой сети, нормальный стоматологический кабинет, а в райцентре в полицию набирали вменяемых людей…

Вот тогда, вы, наверное, скажете, это уже будет не Россия, а Швеция. И предложите ещё и в эту полицию набрать, например, шведов.

Пока, наверное, так.

У них там, в Швеции, тоже безработица. Может укомплектовать часть российской полиции шведами? Шучу, конечно. Но можно, например, пригласить консультанта из тамошнего МВД. Пусть выстроит систему кадрового отбора. Дальше — сами.

Россия ведь такая же хмурая по климату, как и Швеция. Такая же непроходимая, если сойти с трассы.

Что же до менталитета и внешности, то шведы, норвежцы, финны и русские не слишком далеко ушли друг от друга. И чтобы быть самому предметом зависти, нужно не разбрасываться конфетами, а посмотреть повнимательнее, — чему завидуешь сам. И если не получается выдумать, — делай хоть что-то похожее.

Россия несколько столетий была частью Западного мира, его неотделимой частью по множеству критериев. Есть некая логика истории, если её ломать по-живому, предлагая обществу некие другие образцы, Восточного уклада, — общество просто уйдёт на Запад физически, а Россия со временем просто станет духовным и физическим продолжением… Туркмении, например. Вряд ли в виде Туркмении она будет способной вызывать у соседей хотя бы элементарное чувство зависти, разве нет? Кто позавидует Туркмении?