Бирюлево для власти – урок или просто «недоразумение»?

Предполагаемый убийца москвича Егора Щербакова пойман, последовавший за этим преступлением бунт местных жителей подавлен, ответственные чиновники постепенно восстанавливают потерянный на время аппетит и стирают штаны… Стало быть, на этом все возвращается на круги своя? До следующего резонансного убийства?

После того, как зимой 2010 года группой «лиц кавказской национальности» был убит болельщик «Спартака» Егор Свиридов, после того, как разъяренная бестолковостью и бесхребетностью силовиков молодежь сперва пыталась парализовать Ленинградское шоссе, а потом вышла к стенам Кремля на Манежную площадь, казалось, что власть извлекла из ситуации урок, сделала правильные выводы. Тогда ведь большое начальство тоже сразу определило ответственных, тоже полетели шапки с высокопоставленных голов. А потом весь этот цирк показательной порки тихо «слился», а граждане остались наедине со своими страхами и проблемами.

Быть может, оттого и случилось это «мясо» в минувшее воскресенье: у народа ведь с памятью получше. Сейчас пока еще собираются круглые столы, принимаются какие-то решения, предлагаются смелые инициативы, но что будет дальше? Неужто жизнь в Бирюлево и в других районах со своими «овощебазами» войдет в прежнюю колею, когда местным жителям уже страшно становится лишний раз из дому нос высунуть?

Остается верить на слово увещеваниям ответственных лиц, уповать хотя бы на их инстинкт самосохранения. Быть может, кто-то сочтет слишком жестким «оптовые» увольнения бюрократов после каждой поножовщины, но нельзя ведь не признать очевидного: на данный момент такая перспектива остается едва ли не единственным наиболее действенным для них стимулом работать сколько-нибудь ответственно. Закрыл глаза на творимый беспредел «гостей» – сиди теперь, тварь дрожащая, и гадай, усидишь или не усидишь в своем уютном кабинете в случае чего. И не утаишь теперь ничего – ни от людей, ни от начальства. Народ приучился протестовать, и привыкнуть к этому, чтобы вальяжно отмахиваться, не удастся.

Научить бы еще власть «абстрактному мышлению», видеть общее в частном. Что толку от закрытой в районе Западное Бирюлево овощебазы, когда вся страна, по сути, одно большое Бирюлево? Ждет своего Орхана.

В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог, доцент философского факультета МГУ, заместитель главного редактора газеты «Известия» Вадим Межуев поделился своими ожиданиями от политики столичных властей после истории с Бирюлево:

– Я бы на самом деле не стал ожидать каких-то радикальных изменений. Не исключаю, что, конечно же, власть всерьез займется наведением порядка на наиболее проблемных точках вроде той злополучной овощебазы (подчеркну, что это лишь мое предположение). Судя по всему, у столичных властей действительно есть серьезное желание, а теперь уже и стимул начать этот процесс. Вполне возможно, что он перекинется и на Подмосковье, определенные предпосылки для этого есть. И, в общем-то, это понятно, так как вероятные в будущем столкновения местных жителей и мигрантов, в том числе и столкновения на межрелигиозной почве, – это действительно неприятная для власти проблема. Так что серьезные и жесткие зачистки «горячих точек» в сфере торговли будут проводиться более строго, что, конечно, может иметь и свои издержки – например, могут дополнительно подорожать продукты. Но, с другой стороны, это будет плата за ликвидацию криминальных гнойников.

Разумеется, это не решит весь спектр проблем, потому что в Москву все равно будут продолжать ехать люди из бывших советских республик. Так сложилось исторически, что Москва как центр притягивает к себе людей не только со всей России, но и из прилежащих республик. Здесь для них есть работа, здесь есть деньги. При этом введения визового режима со странами Средней Азии как минимум в ближайшее время ожидать не стоит, я бы не делал на это ставку как минимум на ближайшие год-два.

Стоит отметить еще один немаловажный момент: чем более деиндустриализированный характер будет приобретать российская экономика, чем больше в России будет закрываться фабрик, заводов, вузов, чем короче будет становиться перечень трудовых специализаций, тем сильнее будет обостряться межэтническая ситуация. Связь здесь очевидна, так как одним из факторов роста межэтнической напряженности является также проблема занятости для коренного населения.

Вообще, как мне кажется, ситуация в Бирюлево начисто опровергает концепцию о «четырех Россиях» (ее в конце 2011 года в своей статье предложила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Прим. KM.RU). Это разделение оказалось дутым, так как в реальности эти искусственно разделенные «россии» оказались перемешаны. И «Россия-4» не может рассматриваться отдельно от «России-1» и «России-2» (индустриальных центров и постиндустриальных мегаполисов) В реальности мы видим, что эта конструкция абсолютно наивна.

– Предлагается также возложить на работодателей всю полноту ответственности за приглашаемых ими на работу в Россию мигрантов. Выполнимо ли это в принципе?

– Быть может, это действительно предлагают люди, которые больше меня понимают все аспекты, но вот так, с ходу, могу предположить, что в этом решении была бы какая-то рациональность, если бы власти могли должным образом контролировать таких работодателей. Для начала – хотя бы контролировать санитарные нормы на предприятиях, следить за тем, чтобы мигранты не использовали фальшивые документы, за тем, чтобы и контроль за исполнением норм не носил бы антикоррупционный характер. Но это предполагает должный уровень контроля за работодателями, пока же об этом говорить не приходится.