Дружба на работе: подчиненные хотят, а начальники не могут

Однозначного ответа на вопрос «Дружить или не дружить с начальством?» не получено до сих пор. Рядовые сотрудники считают, что дружба с начальником только помогает производственному процессу, а руководители наоборот — опасаются дружеских отношений с подчинёнными и считают их вредоносными. Ошибается ли кто-то из них?

Совсем недавно, компания, занимающаяся подбором персонала, опубликовала результаты опроса, проводимого ею среди работников различных компаний. Как выяснилось, из 3645 опрошенных большинство рядовых специалистов (46%) считают, что дружеские отношения между начальником и подчинённым идут на пользу производству. Руководители (46%) придерживаются совершенно противоположной точки зрения и убеждены, что такая дружба вредит работе, более того, может даже довести до развала всего коллектива.

Является ли это предубеждением, или результатом жизненного опыта, но руководители уверены, что подчиненные, имеющие дружественные связи с начальством, становятся менее ответственными к работе, рано или поздно начнут пользоваться своим положением «приближенного к царской особе» и могут позволить себе начать наводить порядки в коллективе, давать указания, принимать на себя роль лидера — в общем, делать то, на что права не имеют. Более того, такие друзья-подчиненные становятся уверенными в том, что они смогут избежать наказания, или к ним будет проявлено снисходительное отношение. А если все вышеописанное ещё будет происходить на глазах сотрудников, то в итоге это может привести чуть ли не к полной деморализации всего трудового коллектива и потери статуса руководителя в глазах подчиненных. И это всё не досужие домыслы — это итоги опроса.

Руководители — далеко не глупые люди, и фантазии — это не в их стиле, поэтому можно предположить, что обоснованием для такого отношения могут являться примеры прошлого поведения подчиненных, злоупотреблявших дружбой с ними. Если учесть, что руководитель — человек, который добивается того, чтобы что-то было выполнено или произведено, то позицию руководства можно понять. С другой стороны, согласно тому же опросу, подчиненные считают дружбу полезной для работы.

Чтобы разрешить этот конфликт интересов, предлагаю обратиться к работам Л. Рона Хаббарда — автора эффективной административной системы управления. “С лидерством связано очень много мистических представлений (идей об умениях или навыках, которых не понять непосвященному и которые выделяют человека среди других). Большая часть этой таинственности — вздор; однако необходимо, чтобы тот, кто ведёт других за собой, был способен привлекать внимание других и умел воодушевлять и заинтересовывать. Уже то, что руководитель знает о предмете или об организации больше, чем другие, может вызывать уважительное отношение или даже преклонение. Общим для всех хороших руководителей является их способность общаться, испытывать симпатию к своей области и своим сотрудникам и умение получить реальность о существующих обстоятельствах. Всё это приводит к пониманию. Руководитель, которому не достаёт этих качеств или способностей, вряд ли добьётся большого успеха. Понимание, соединённое с компетентностью, является, вероятно, самым идеальным сочетанием качеств руководителя.” — писал Рон Хаббард.

Как видите, автор указывает на то, что для успешного управления руководитель должен обладать некоторым набором качеств: способностью общаться, испытывать симпатию и умение получить согласие. Он не должен нравиться или быть другом. Он должен вызывать уважение.