И зачем вообще эти выборы? Как ПР меняет мэров в Крыму

По украинской конституции Севастополь – город особо ущемленный в правовом отношении, поскольку местная власть в нём не выборная, а назначаемая из Киева. Идя на выборы в 2010 году, Янукович обещал дать Севастополю нормальный правовой статус, но придя к власти об этом забыл, как и о многих других своих предвыборных обещаниях. В результате Севастополь стал кадровым отстойником для отнюдь не хватающих звёзды с неба чиновников типа Саратова или Яцубы.

Оставалось только завидовать нормальным городам с нормальным местным самоуправлением. Но глядя на процесс смены местной власти в других городах Крыма, можно заметить, что завидовать-то, в общем-то, нечему. ПР и выборные муниципальные власти превратила в кадровый отстойник, который тасует по своему усмотрению, и вообще, ПР и местное самоуправление несовместимы.

Возьмём, например, ближайший соседний город – Ялту.

На внеочередных выборах мэра в июне было 22 кандидата. Казалось бы, это рекордная острота борьбы, накал страстей ? Ничего подобного. Большинство жителей Ялты с самого начала считали исход выборов предрешённым.

Предыдущий мэр Ялты Алексей Боярчук чувствовал себя в кресле вполне вольготно. Он даже победил на конкурсе «Человек года-2011» в номинации «Лучший мэр города». А потом в Киеве насчёт Ялты что-то решили. На сессии ялтинского Горсовета 14 декабря 2012 года ему пришлось сложить полномочия. Это произошло настолько внезапно и брутально, что даже подчиняясь решению, Боярчук заявил, что истинных причин своей отставки не знает:

«В качестве обвинений мне не предъявлено ничего! Образование в Ялте – лучшее в Крыму, здравоохранение – также лучшее в автономии, в прошлом году мы признаны лучшим городом по благоустройству, минувший курортный сезон в Ялте – лучший за многие годы, Ялта находится на втором месте по темпам экономического развития!»

В январе по решению крымской организации Партии Регионов Боярчука сняли с поста руководителя крымской ячейки партии. А в апреле им занялись правоохранительные органы: прокуратура АРК сообщила, что он подозревается в превышении служебных полномочий и злоупотреблении властью. Выяснились некоторые подробности. В частности, Боярчука обвиняют в том, что он предоставил некоей обслуживающей фирме земельный участок площадью 3 гектара за 10 миллионов гривен, и в том, что он без конкурса выделил некоему частному предпринимателю участки на ялтинской набережной под торговые павильоны. Бывшего мэра ненадолго поместили под стражу, а потом выпустили под залог в 92 тысячи гривен. Предъявленные ему обвинения, в общем-то, не выходят за рамки допустимых в ПР стандартов коррупции – значит, причина какая-то другая.

Настоящего виновника своей отставки Боярчук назвал в открытую – это был тогдашний секретарь ялтинского Горсовета Сергей Илаш, чем-то сумевший заинтересовать ПР-овское начальство больше, чем Боярчук.

Какое отношение Илаш имел к управлению городскими хозяйствами и к городу Ялте в частности – сказать трудно. Родился в 1969 году в пгт Кельменцы Черновицкой области. Окончил Черновицкий государственный университет по специальности «радиотехник». Работал сначала инженером-программистом в черновицком отделении Нацбанка, потом системным администратором в дочернем предприятии «Цептер-Интернациональ», известного бренда по изготовлению дорогостоящей посуды, и наконец, в ООО «Укртранслизинг». А в ноябре 2010 года какие-то подводные течения в партийном аппарате ПР вынесли его на государственную должность секретаря ялтинского Горсовета. В общем, карьера ещё та – венец непрофессионализма и непрозрачности. Но именно так в нынешней ПР карьеры и делаются.

«Раньше как бывало? Поймают голубчика. «Как зовут?» — «Иван» — «Из каких будешь?» — «Родства не помню». Ну, и в острог! А теперь поймают такого Ивана, родства не помнящего – да под образа-с!…» (М.Е.Салтыков-Щедрин, «За рубежом».)

Следующим этапом в этой головокружительной карьере сисадмина должны были стать выборы. Но подумаешь, выборы ! Фамилии всех альтернативных кандидатов ялтинцам вообще ничего не говорили. Из 21 соперника Илаша 8 вообще были безработными. Бомжей на вокзале наловили, что ли ? На автовокзале, разумеется – железнодорожного вокзала в Ялте нет.

В интервью газете «Республика» перед выборами Илаш рассказал, что не обращает внимания на расклеенные на каждом шагу плакаты с его портретом, в детстве очень хотел стать астрономом, успел послужить в КГБ (?! – прим. авт.), и мечтает вернуть Ялте былую красоту. Конкретно – Илаш был намерен поменять архитектурный облик Ялты, привлечь инвесторов и «миллионные потоки обеспеченных туристов», организовать непримиримую борьбу с коррупцией и остановить земельный деребан в городе. В общем, такое «покращення життя уже сегодня» в масштабах одной отдельно взятой Ялты, что даже среднестатистические стандарты предвыборных обещаний ПР на этом фоне отдыхали.

«Я неприхотливый, непритязательный человек. Мне не нужно ездить на «Феррари», жить в особняке. У меня другие ценности – семья, друзья. Для счастья много не нужно. Попадаю в красивые места – и уже счастлив. Мы живем в заботах и не обращаем внимания на прекрасные вещи, которые нас окружают. Вот, смотрите: рядом растет бамбук, птицы поют, светит солнце. Это же счастье!»

Ну, и кто бы сомневался – сисадмина выбрали мэром Ялты. Теперь, опять же в полном соответствии со стандартами ПР, он все свои обещания забывает. И возникает вопрос – может, сэкономить налогоплательщику немалые деньги, которые тратятся на предвыборные кампании, и уж если выборы стали таким фарсом – может, вообще их отменить ? Пусть функционеры ПР назначают своих фаворитов мэрами простым указом…

И вернёмся напоследок к Севастополю. Когда снимали с должности Саратова, по городу пронёсся слух, что новым мэром назначат сына Януковича Александра. Вспыхнула великая надежда на то, что дабы пропиарить образцовое управление Януковича-младшего, городу выделят хоть какие-то средства и сделают хоть что-то полезное. Но вместо этого назначили Яцубу и все надежды увяли. Так что происходит с местным самоуправлением на Украине, если единственный ресурс, с которым могут быть связаны хоть какие-то надежды на улучшение жизни на местах – это сын Януковича?