Геннадий Зюганов: проект катастрофы

Каждый год в октябре Государственная дума приступает к рассмотрению очередного проекта бюджета, подготовленного правительством, и всякий раз приходится констатировать, что предлагаемый стране важнейший финансовый документ не отвечает ее интересам и абсолютно не соотносится с задачами развития экономики и социальной сферы. Даже проправительственное большинство в парламенте, традиционно голосующее за утверждение бюджета, не находит внятных аргументов в его поддержку.

Мы не просто подвергаем критике результаты работы правительства, мы предлагаем свою программу действий, на основе которой федеральный бюджет мог бы формироваться принципиально иным образом – то есть в соответствии с социальными запросами большинства граждан и задачами восстановления и развития российской экономики. Оппоненты обвиняют нас в нежелании идти на конструктивный диалог с кабинетом министров. Но именно наша позиция является по-настоящему конструктивной – мы обосновываем необходимость принципиальных изменений социально-экономического курса в целом и бюджетной политики в том числе.

Прогнозы с потолка

Важные цели и задачи неизменно озвучиваются во всех бюджетных посланиях президента. И ежегодно повторяются как заклинания во вступительной части очередного бюджетного проекта. А после его принятия с легкостью предаются забвению. Реальное содержание этих проектов и тем более правительственные отчеты по исполнению бюджета раз за разом свидетельствуют о безответственном отношении к делу и о фиктивности заявленных намерений власти.

После изучения проекта федерального бюджета на 2014–2016 гг. нельзя не прийти к выводу, что те, кто разрабатывал этот проект и кто должен будет обеспечивать его исполнение, не обладают должным профессионализмом и здравой логикой. В итоге, составляя бюджет, его авторы всё ставят с ног на голову.

Благие намерения, изложенные в начале пояснительной записки, полностью перечеркиваются цифрами из приведенной в ней же таблицы «Основные макроэкономические показатели на 2014 г. и плановый период 2015–2016 гг.».

Так, в проекте бюджета на 2014 г., который принимался год назад, был предусмотрен рост ВВП на 4,3%. В нынешнем проекте этот показатель снижен до 3%, то есть на 680 млрд рублей. Но и рост ВВП на 3% в следующем году вряд ли будет обеспечен. Об этом в один голос говорят почти все аналитики. В текущем году рост ВВП пока что не достигает даже 1,5%. И в проекте бюджета не заложены те факторы, которые обеспечивали бы более интенсивный рост ВВП.

Состояние российской экономики провоцирует лишь его дальнейшее замедление. В целом, согласно новому проекту, дефицит бюджета существенно скорректирован в сторону увеличения. В 2014 г. он в соответствии с бюджетным прогнозом составит 390 млрд рублей, в 2015 г. – 800 млрд рублей. Напомню, год назад правительство заявило, что в 2015 г. бюджет станет практически бездефицитным. Точнее, согласно прошлогоднему прогнозу, дефицит не должен был превысить 10 млрд рублей. И вот в очередной раз выясняется, что прогнозам правительственных чиновников грош цена. Следовательно, и к тем цифрам, к тем расчетам, которые заложены в новом бюджетном проекте, тоже нельзя относиться всерьез.

Корректировки в сторону обнищания

Российская промышленность, реальная экономика, производственная сфера, по сути дела, превращается в руины. Практически все отрасли, кроме сырьевой, парализованы, либо еле дышат. Экономика уже полтора года подряд не выходит из состояния стагнации. В этой ситуации правительство демонстрирует очевидную некомпетентность и беспомощность.

Объем инвестиций, заложенный в новом проекте бюджета на 2014 г., на 1,2 трлн рублей меньше, чем предусматривалось год назад. А ведь инвестиции – это важнейшее условие экономического роста, возрождения страны.

Прогнозируемая прибыль так называемых прибыльных организаций на предстоящий год уменьшена на 3,3 трлн рублей, а на 2015 г. – на 5,1 триллиона. Как это назвать, если не кризисом, не стремительным падением экономики, которое заведомо закладывается в прогнозах правительства? Причем кризис объясняется уже не внешними факторами, влияющими на экономику в целом. Его у нас провоцирует бездарная внутренняя политика.

Фонд заработной платы в новом проекте бюджета на 2014 г. снижен на 278 млрд рублей, а на 2015 г. – на 805 миллиардов. Это те средства, которые недополучат граждане России. И это, прежде всего, удар по той части населения, которая наиболее уязвима материально и социально. Не обращать внимания на такие корректировки в бюджете невозможно. Ведь в следующем году будут расти расходы населения в связи с ростом тарифов, введением так называемых социальных норм потребления электроэнергии и новой системы налогообложения недвижимости.

Между тем руководители министерства финансов уже официально заявили о грядущей в следующем году отмене индексации зарплат госслужащих и военных.

Капиталы бегут, нищета остается

Правительство объясняет свои инициативы по сокращению важнейших расходных статей бюджета тем, что «тучные годы» закончились, и в условиях кризиса страна вынуждена переходить на «режим экономии». Но при этом авторы бюджета умалчивают о том, что экономия в результате сокращения расходов на зарплату окажется несопоставимой с объемами капитала, который ежегодно утекает из России при попустительстве властей.

Согласно прогнозам минэкономразвития, общий объем капитала, выведенного из страны, составит по итогам текущего года 70–75 млрд долларов – около 2,5 трлн рублей. А это почти 20% федерального бюджета. Причем значительная часть этих средств выводится из страны незаконно.

По данным Центробанка, с начала 2013 г. объем сомнительных финансовых операций достиг в России 1,5 трлн рублей, в полтора раза превысив показатель 2012 года. Общий объем средств, выведенных из России в прошлом году, на 12 млрд долларов превысил прошлогодний бюджет Москвы. Эксперты подсчитали, что на эти деньги, можно было построить 43 тысячи километров новых дорог. Вложение таких средств в реальную экономику, безусловно, подняло бы Россию на новый уровень развития.

Но страна из года в год теряет гигантские средства, а ей навязывают все более антисоциальный, все более нищенский бюджет. Главная причина этого в том, что правительство не желает менять основные принципы сложившейся системы управления экономикой и финансовой сферой.

О неизбежном обнищании граждан говорят показатели инфляции – реальные, а не затушеванные официальной статистикой. У правительства давно вошло в привычку хвастаться якобы низким уровнем инфляции в России, используя, по сути, липовые методики ее расчета. Официальная статистика, как и кабинет министров, не учитывают динамику роста цен на товары и продукты первой необходимости, без которых граждане не могут обходиться в принципе. Это, прежде всего, продукты питания, лекарства и коммунальные услуги. Они дорожают быстрее всего. Уже сейчас за их резким удорожанием рост зарплат явно не поспевает. Нетрудно предположить, насколько усугубится социальная ситуация в ближайшее время, когда зарплаты миллионов трудящихся будут заморожены.

Бюджет под руинами ВВП

С каждым годом усиливается зависимость России от мировой сырьевой конъюнктуры. Дальше словесных деклараций процесс модернизации и диверсификации экономики попросту не идет. Прежде хотя бы на словах ставилась задача минимизировать зависимость российского бюджета от нефтегазовых доходов. Теперь об этом упоминают всё реже. И похоже, что правительство пребывает в состоянии эйфории из-за высоких цен на нефть в текущем году. Поэтому оно без малейших сомнений прогнозирует на следующий год цену нефти 101 доллар за баррель, а на 2015–2016 гг. – 100 долларов.

Но даже при столь высокой прогнозируемой цене на нефть доходы бюджета на 2014 г. урезаются почти на 500 млрд рублей, а на 2015 г. – на 1 трлн 50 млрд рублей. Расходы на 2014 г. прогнозируются на 247 млрд рублей меньше тех, которые планировались лишь год назад, а на 2015 г. они урезаются на 265 миллиардов. Чего же нам ждать, если нефтяные цены опустятся ниже прогнозируемых правительством? Что ждет российский бюджет в этом случае? При сложившемся у нас экономическом укладе нефтяные бочки станут для страны пороховыми.

На фоне продолжающегося падения экономики в бюджете прогнозируется рост государственного долга к 2016 г. на 28% – с 9,7 трлн рублей в 2014 г. до 12,5 трлн рублей в 2016 году.

Из года в год в каждом следующем проекте бюджета снижается уровень доходов и расходов по отношению к ВВП. Эта тенденция свидетельствует о постоянном снижении эффективности отечественной экономики, которое является первопричиной падения доходов бюджета. Общая сумма доходов, потерянных из-за падения ВВП и снижения уровня бюджетной доходности в 2014 г., составит почти 720 млрд рублей.

В 2015 г. эти потери будут еще более значительными и достигнут 1 трлн 400 млрд рублей. А потери бюджета от снижения доходности ВВП по сравнению с 2012 г. выражаются в нескольких триллионах.

Если бы правительство обеспечило эффективность экономики хотя бы на уровне прошлогоднего прогноза, не пришлось бы урезать ни доходы, ни расходы на предстоящую трехлетку. Поэтому мы заявляем: прежде чем говорить об эффективности расходов, необходимо дать оценку доходов бюджета.

Ритуал обрезания

Следствием неэффективного управления экономикой становится неспособность власти решать социальные проблемы общества. И это полностью подтверждается расходной частью бюджета. Под громкие заверения, что социальные обязательства власти будут выполнены, в проекте бюджета на 2014–2016 гг. правительство существенно урезает расходы на образование и здравоохранение, науку и культуру, на ЖКХ и поддержку села. Но где, если не в этих сферах, сосредоточены основные интересы и чаяния граждан?

Вот лишь некоторые удручающие цифры, которые фигурируют в новом проекте бюджета.

Расходы по разделу «Образование» сокращаются в 2014 г. на 94,1 млрд рублей по сравнению с 2013 годом. В 2016 г., согласно бюджетному прогнозу, расходы по этому разделу будут на 48,3 млрд рублей ниже, чем в 2013 году. По сути, мы наблюдаем уход государства из сферы образования, от которой зависит будущее страны, благополучие наших детей.

Не менее удручающим выглядит прогноз по расходам на здравоохранение. На 2014 г. они сокращаются в сравнении с 2013 г. на 65 млрд рублей, то есть на 12%. Причем наиболее существенно сокращаются расходы на амбулаторную помощь – на 31 млрд рублей, то есть почти на треть. А ведь именно от амбулаторной помощи больше всего зависит профилактика заболеваний и, следовательно, здоровье и продолжительность жизни людей. Иначе как преступлением перед народом такие корректировки в федеральном бюджете назвать нельзя.

Те гигантские суммы, на которые урезаны бюджетные расходы на медицину и образование, будут возмещать этим отраслям сами граждане. Возмещать, раскошеливаясь за платную скорую, амбулаторную и санаторно-оздоровительную помощь и оплачивая так называемые дополнительные услуги по образованию своих детей и внуков. И многим образование и медицина окажутся не по карману.

Власть годами уверяла граждан, что гарантирует им выполнение социальных обязательств. Но в новый проект бюджета заложены цифры, которые этим гарантиям прямо противоречат. Как раз по разделу «Социальная политика» в проекте бюджета на 2014 г. заложено самое большое сокращение по сравнению с текущим годом – на 301 млрд рублей. А по сравнению с бюджетным прогнозом на 2014 г., который кабинет министров принимал год назад, сокращение составляет более 580 млрд рублей.

Свои антисоциальные проекты правительство ретуширует заверениями, что сокращающиеся расходы федерального бюджета на социальную политику будут компенсированы региональными бюджетами. Этими сказками народ кормят в то самое время, когда более половины российских регионов имеют дефицитный бюджет. Они попросту утопают в долгах, что самым негативным образом сказывается на уровне жизни людей.

Неизменным в бюджетной политике правительства оказывается снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Их планируется сократить в 2014 г. на 38 млрд рублей по сравнению с текущим годом. И в этом случае недополученное из бюджета тоже будет компенсироваться за счет народа.

Даже расходы на культуру и кинематографию, которые и без того были мизерными, в 2014 г. станут на 3 млрд рублей меньше, чем в нынешнем. Правда, увеличиваются общие расходы на физическую культуру и спорт. Но и этому нельзя дать однозначно положительную оценку. Ведь увеличение заложено только в подразделе «Спорт высших достижений». А в подразделе «Массовый спорт» предусмотрено уменьшение на 4,3 млрд рублей. Такая политика двойных стандартов явно не будет способствовать улучшению физического состояния граждан, укреплению их здоровья, даже если спортсмены-профессионалы будут показывать отличные результаты.

Еще одно доказательство неэффективности экономической политики – это безудержный рост государственного долга. На одно только «обслуживание государственного и муниципального долга», то есть на уплату процентов, тратятся колоссальные бюджетные средства. В следующем году расходы на обслуживание госдолга должны вырасти на 44,1 млрд рублей, или на 11% в сравнении с 2013 годом. В 2015 г. они вырастут уже на 95,3 млрд, или на 23,3%. А в 2016 г. их рост составит 160,2 млрд рублей – 39,2%. Правительство осознанно засовывает страну в долговую яму.

Инвестиции в коррупцию

Глава правительства и министр финансов с особенной гордостью говорят о переходе к программно-целевому бюджетному планированию. Но содержание целевых программ, представленных в проекте бюджета, только лишний раз доказывает антисоциальный и антиконституционный характер проводимой экономической политики.

Расходы по программе «Развитие здравоохранения» сокращаются на 22 млрд рублей.

В рамках программы «Развитие образования на 2013–2020 гг.» расходы на «Русский язык» урезаются в следующем году до 397,4 млн рублей, что на 20,9 миллиона меньше, чем в текущем году. Зная об этих цифрах, уже невозможно всерьез воспринимать уверения власти, будто она озабочена защитой и сохранением русского языка.

Предусматривается сокращение расходов по всем подразделам программы «Развитие науки и технологий», в то время как государство, если оно действительно стремится решать проблемы модернизации, обязано наращивать такие расходы.

Составители бюджетного проекта не забыли и о своем долге подкармливать российских олигархов. В частности, щедро поощрили одного из крупнейших миллиардеров России – Вексельберга. Не случайно 27 млрд рублей, – более 20% всех средств, выделенных под программу «экономическое развитие и инновационная экономика», – уйдет на создание и развитие «Сколкова». То есть на спонсирование структуры, которую курирует господин Вексельберг. Даже громкие коррупционные скандалы, связанные со «Сколково», не мешают власти снова и снова вкладывать деньги в этот проект, полезность которого для общества до сих пор ничем не подтверждена.

А вот на стимулирование инноваций в 2014 г. предполагается потратить всего 8,6 млрд рублей из федерального бюджета против 38,7 миллиарда в 2013 году. То есть в 4,5 раза меньше. И как при таком – до абсурдного несправедливом – распределении средств можно верить в то, что правительство действительно стремится поддерживать развитие инновационной экономики?

Особое внимание следует обратить на то, как построена программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В отличие от вышеназванных программ, расходы по этой программе увеличиваются почти в четыре раза по сравнению с теми, которые предусматривались в паспорте, – то есть до 151,1 млрд рублей против изначально запланированных 38,4 миллиарда. При этом 99,3 млрд рублей (65,7%) всех средств, выделяемых под эту программу, будет направлено в автомобильную промышленность. А вот на тяжелое, энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, на силовую электротехнику и химический комплекс в программе не заложено ни копейки.

Именно те отрасли промышленности, которые в прошлом развивались у нас наиболее успешно и доказывали свою конкурентоспособность, сегодня полностью лишены поддержки государства и выведены из-под его контроля. Речь идет о фактическом разгроме отечественной промышленности.

Анализ представленных в проекте бюджета так называемых технических программ подводит к выводу о существенном снижении расходов на науку, на разработку новых технологий. Это касается и радиоэлектронной промышленности, без которой попросту не может быть речи о научно-техническом прогрессе.

Не единожды, отвечая на наши требования, правительство обещало приложить все усилия для развития отечественной медицинской и фармацевтической промышленности. Это жизненно важная для страны проблема. Сегодня 80% лекарств поступают в Россию из-за рубежа, и по очень высоким ценам. На их закупку расходуется валюта, курс которой неуклонно растет. В итоге импортные лекарства обходятся нашим гражданам все дороже. И многим оказываются просто не по карману. Нужно называть вещи своими именами: ситуация на российском рынке лекарств, большая часть которого захвачена импортом, обрекает миллионы людей на отказ от реальной медицинской помощи, ведет к сокращению средней продолжительности жизни россиян, а для многих оказывается смертным приговором.

Между тем на государственную программу «Развитие фармацевтики и медицинской промышленности» в проекте бюджета на 2014 г. выделяются мизерные средства. Если в прошлом году планировалось, что на 2014 г. под эту программу будет выделено 16,8 млрд рублей, то теперь эта цифра сокращена до 14,6 миллиарда. По сути, это жалкие подачки с точки зрения сложных задач, стоящих перед медицинской промышленностью, ситуация в которой стала катастрофической.

Необходимо обратить внимание и на то, что в представленном проекте бюджета, как и во всех предыдущих, заведомо заложены условия для бесконтрольного использования бюджетных средств. В частности, из всей суммы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство», составляющей 117,6 млрд рублей, 46% (53,6 млрд) отражено в подразделе «Другие вопросы в области ЖКХ». Что как раз и позволяет использовать средства бесконтрольно.

Факты расходования бюджетных средств не по назначению постоянно отмечаются Счетной палатой. Речь идет о десятках, а иногда и о сотнях миллиардов, потраченных нецелевым образом. Иначе говоря – разворованных. Но чиновники, составляющие проект бюджета, раз за разом закладывают в него возможность воровать и дальше еще в больших размерах.

Как сменить режим деградации

Представленный правительством проект бюджета красноречиво свидетельствует о том, что кабинет министров не намерен отказываться от ультралиберального социально-экономического курса. Правительство вновь расписывается в том, что его политика ориентируется, прежде всего, на интересы сверхбогатых, на дальнейшее поддержание системы олигархического капитализма.

Можно без преувеличения сказать, что такая политика превращает сегодняшнюю Россию в общество тотальной несправедливости. Об этом говорим не только мы, коммунисты. Об этом свидетельствуют исследования отечественных и зарубежных экспертов.

Планы правительства, отраженные в новом проекте бюджета, показывают, что кризис власти, неспособной выполнить свои социальные обязательства, дошел уже до стадии, когда он из экономического начинает трансформироваться в политический и угрожать социальным взрывом. Руководству страны пора задуматься, кто, в случае такого взрыва, будет в нем виноват – оппозиция или сама власть и ее политика?

Мы убеждены, что удержать страну от сползания в необратимый политический кризис, способный нарушить гражданский мир, возможно только в том случае, если власть будет эффективно бороться с кризисом социально-экономическим. Необходимо действовать не на основе тех убийственных принципов, которые заложены в очередном проекте федерального бюджета, а исходить из полноценной антикризисной программы. Такую программу КПРФ давно предложила обществу.

В сложившейся ситуации нужно, прежде всего, инвестировать средства не только в долгосрочные инфраструктурные проекты, которые не дают отдачи десятками лет. Средства нужно направить именно в те отрасли, которые способны дать быструю экономическую отдачу, если государство поможет им ожить, выйти из кризисного состояния. Это перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, электротехника и электроника. Для страны жизненно необходимо наладить производство собственных лекарств, добиться скорейшего импортозамещения в этой сфере.

Для того чтобы пополнение бюджета из благого намерения превратилось в реальность, необходимо введение прогрессивного налога, который заставит богатых отчислять больше средств в государственную казну из своих доходов. Это позволит пополнить российский бюджет минимум на 1,5 трлн рублей.

Еще одна действенная мера для пополнения казны – введение госмонополии на алкоголь. КПРФ давно этого требует.

Необходимо восстановление системы всестороннего финансового контроля. Это в первую очередь позволит повысить собираемость налогов и тем самым увеличить доходную часть бюджета на сотни миллиардов рублей. Кроме того, полноценный контроль будет способствовать реальной борьбе с коррупцией, которая сегодня является главным фактором, усугубляющим кризисную ситуацию в стране. Жесткое противодействие теневой экономике, незаконному выводу капитала из России позволило бы увеличить ресурсы бюджета как минимум в полтора раза.

России не выбраться из кризисной ситуации, если не будет кардинально пересмотрена государственная политика в сфере сельского хозяйства, если государство не начнет оказывать отечественным сельхозпроизводителям всестороннюю поддержку, выделяя на эти цели не менее 10–12% от общего объема бюджетного финансирования.

КПРФ продолжает настаивать на важнейшем тезисе нашей программы – необходимости вернуть в государственную собственность ключевые отрасли российской экономики, и прежде всего сырьевые.

Мы официально заявляем: в стране есть значительные финансовые ресурсы. Но их нужно ответственно использовать в государственных интересах, в интересах всего народа.

Страна больше не может доверять управление своей экономикой и социальной сферой беспомощной и безответственной команде. Россия сегодня нуждается не в принятии очередного проекта бюджета, не обещающего ничего, кроме дальнейшей деградации и обнищания, а в принятии принципиально иной программы развития. И одновременно – в новой команде ответственных, преданных стране государственных управленцев, которые способны такую программу осуществить.