Как в Беларуси режут баранов в Курбан-Байрам

Перед утренней молитвой у строящейся минской мечети имам Зариф Зулуди наставлял прихожан: убивая в праздник Курбан-Байрам жертвенное животное, вести себя так, «чтобы никто не сказал, что мусульмане — живодеры». TUT.BY побывал «в татарах» — уголке Смиловичей, что в Червенском районе, и посмотрел, как выполняют традиционные обряды люди, исповедующие сегодня ислам.

“Когда кладешь на бок и поворачиваешь голову вверх, они все равно спокойные”. Во дворе Сафара, председателя татарской общины в Смиловичах, сегодня гости из Дагестана, из Ливана. Мусульмане из разных стран, которые называют себя братьями, уже принесли в жертву барана. На осенней траве — лужица свежей крови жертвенного животного. Мохаммед, только что саморучно заколовший барашка, быстро освежевывает тушу. Для того чтобы стать жертвенным животным, баран должен дорасти хотя бы до шести месяцев и быть абсолютно здоровым. За неимением баранов в жертву на Курбан-Байрам приносят быков, коров, а в некоторых странах — верблюдов.

Курбан-Байрам – праздник, завершающий хадж, паломничество. Хозяин дома, в который пришли журналисты TUT.BY, главное дело для всех мусульман уже совершил – четыре года назад Сафар побывал в Мекке и Медине, двух священных исламских городах. Сам Сафар время, когда его семья стала жить в Беларуси, называет «историей», потому что приехали сюда даже не его деды, а более глубокие предки, современники князя Витовта. Дворов, относящихся к татарской общине в Смиловичах, больше 150. Кроме татар в Смиловичах теперь собираются выходцы из других стран – на местном мизаре хоронят мусульман. Там, да еще в мечети, и встречаются. Хозяин дома, Сафар, баранов сейчас не выращивает – говорит, нет нормального места для выпаса. Поэтому баранов ему и другим местным братьям-мусульманам еще вчера привез откуда-то ливанец Али. Почему мусульмане приносят в жертву баранов? Согласно Корану, архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию в иудейском предании фигурирует другой сын пророка Ибрахима Исхак (Исаак). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джибриль дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.

Пока разговариваем, из сарая выводят еще одного рогатого. — Барашки очень спокойные. Когда кладешь на бок и поворачиваешь голову вверх, они все равно спокойные. Лег и лежит, не надо даже держать, — объясняют мужчины. Этого барана режет Али. Перерезая горло жертвенному животному, мусульманин должен говорить “Во имя Аллаха” и “Аллах превыше всего”.

“Когда я режу этого барана, я только часть беру себе”

— Надо понимать, что когда я режу этого барана, я только часть беру себе. Остальное я раздаю бедным людям. И так все делают, кто может себе позволить принести жертву, — объясняет Мохаммед.

Оказывается, раздавать жертвенное мясо положено не только единоверцам, но и людям, исповедующим другие религии. Причем здесь дело не только в щедрости, но и в дальнем расчете. Еще утром, возле строящейся в Минске мечети, имам Зариф Зулуди напоминал прихожанам: “Тот человек, который дает курбан, он может давать его кому хочет и сколько хочет. То, что он два, три, четыре или пять килограммов мяса даст — может быть, это приведет к тому, что сердце человека, который совсем далек от ислама, смягчится. И может быть, через сколько лет вперед он примет ислам, а причиной этому будет кто? Ты. И пусть каждый из нас об этом подумает”.

Вполне светские в общении ливанцы, увлеченные процессом освежевания бараньей туши, рассказывают о своей жизни в Беларуси. Двое самых молодых во дворе парней учатся в медуниверситете, они в Минске недавно. А вот Мохаммед отучился в российском вузе, здесь продолжает учебу в ординатуре. В Беларуси, выходит, уже семь лет. Место работы – Больница скорой медицинской помощи, анестезиолог-реаниматолог. Молодой человек показывает нам сердце и легкие барашка. Осматривая удаленный из туши желчный пузырь, отмечает, что на профессиональном языке такая операция называется холецистэктомия. Барашек действительно был здоров – камней в желчи не наблюдается.

Несмотря на хорошие впечатления о Беларуси, работать Мохаммед уедет на родину. Хотя бы потому, что проучившийся 12 лет врач, ставший к тому же практиком, не может себе позволить мало зарабатывать. — Здесь, когда начинает человек работать, оклад 2 миллиона и потом еще добавки. В итоге дают 4-5 миллионов. В Ливане 5 тысяч долларов можно спокойно зарабатывать. Конечно, в месяц, — улыбается Мохаммед в ответ на уточнение. — А если хотеть работать интенсивней, можно заработать и 10 тысяч, и 15. Но цифры, которые я назвал, не удивительны, потому что такие зарплаты во многих странах у врачей, кроме стран бывшего Советского Союза.

“Ни святых, ни ангелов, ни камней. Только единобожие”

Ливанцы во дворе татарина Сафара очищают тушу в белоснежных праздничных рубашках и не против фотосъемки. Мужчины — прихожане местной мечети, к которой мы отправляемся немного позже, одеты попроще, по-домашнему. И правила во дворе мечети куда строже. Приезжающий из Минска на пятничные молитвы имам Руслан Богданович сначала категорически против фотосъемки – Аллах не велит. Через некоторое время разрешает сделать несколько снимков: во время намаза, со спины. Другой мусульманин, Дмитрий, возмущен тем, что мы хотели задать вопрос о Курбан-Байраме его красавице-дочке, не спросив у родителя разрешения. После некоторых наставлений журналистке TUT.BY уже почти дружески советуют во дворе мечети “не смущать мужчин» и надеть платок. В чужой монастырь со своим уставом не пойдешь, а потому обижаться было бы глупо.
Данные о том, сколько сегодня возле смиловичской мечети принесли в жертву баранов, разные люди называют разные. Кто-то говорит о двух, кто-то – о пятнадцати. Впрочем, число баранов для присутствующих здесь явно не так важно, как сам факт принесения жертвы Всевышнему.

— Идеологическая пропаганда рисует мусульман как живодеров. Посмотрите, какие они жестокие, ай-яй-яй, как это нехорошо, убивают баранов. В Российской Федерации сейчас принимается ряд законодательных актов, которые направлены на дискриминацию в отношении этого элементарного человеческого действия. Человек заготавливает себе мясо, своими руками. И не просто убивает его электрическим током, а совершает традиционные действия – режет их. Тем более сопровождая это праздничной молитвой, — объясняет Дмитрий, пока его братья-мусульмане готовят казан для будущего плова.

Пока мужчины хозяйничают на улице, женщины готовят еду, а потом общаются друг с другом в мечети. Кстати, именно глядя на женщин, собравшихся в здании, особо остро чувствуешь восточный колорит – платки, струящаяся длинная одежда, девочки в юбках до пола, но с яркими браслетами на руках. И кроткий, но неглупый вид, как у молодой жены имама Руслана Сакины. — Пока вы не пришли, мы проводили викторину, отвечали на вопросы о знании ислама, о поклонении, об истории пророков. Какие есть столпы ислама. Каждая сестра-мусульманка дарила другой какой-то подарок, пусть и символический, — рассказывает Сакина. — Так предписано Аллахом: прочитать праздничную молитву и принести в жертву барашка. Сама Сакина родилась в Минске, ее предки татары. — Насколько просто или сложно вам соблюдать необходимые традиции в Минске? — Есть сложности с тем, чтобы прийти в государственное учреждение работать и носить платок (перечисленные Сакиной женщины-мусульманки работают в Минске в основном учительницами и врачами. — TUT.BY). Но наши сестры как-то с этим справляются. Есть нормально настроенные белорусы, но есть и настроенные против того, чтобы женщина ходила в платке. Но тогда надо уходить с такой работы! – уверенно произносит Сакина. Мы покидаем веселую женскую половину мечети. Этой части исламского прихода пора готовиться к очередному намазу. Как, впрочем, и мужской. После намаза мы еще раз осматриваемся во дворе мечети.

— Ни святых, ни ангелов, ни камней – верим только в одного Аллаха, — говорит имам, помешивая в чугуне, пожалуй, килограмм шипящего в масле лука. — Ну и плов у нас сегодня будет, братья! Не рис с мясом, а мясо с рисом. Ай да красота, — восклицает еще один мусульманин, оглядывая гору закинутой поверх лука свежей баранины. Возле будущего плова хлопочут и армяне, и индусы, и татары, и азербайджанцы. Ныне 23-летний парень по имени Гара из Азербайджана приехал в Беларусь еще в 2006 году. И именно в нашей стране принял ислам. — Потому что здесь разрешен чистый ислам — поклонение одному Богу. В Азербайджане развиты течения, которые противоречат чистому исламу, исповедующие поклонение другим божествам. А в России чистый ислам относят чуть ли не к терроризму. А у вас его можно исповедовать, и никакой это не терроризм, это просто вера в одного Бога, — рассуждает Гара. Еще одна, неожиданная для нас, причина приезда мусульман в Беларусь – возможности для многоженства… — Может быть, у меня будет три или даже четыре жены! – говорит Гара. На наше замечание о том, что в Беларуси многоженство официально не разрешено, молодой человек быстро парирует: — Ну, официально у вас и любовницы не разрешены! Впрочем, может, у меня и вовсе не будет жен, а я завтра умру… Жизнь для мусульман это не самая важная ценность, это что-то временное.