«Овощные короли» и московские рынки никуда не исчезнут

После истории с плодоовощной базой в Западном Бирюлево российские власти намерены проверить все рынки. Однако цивилизованных торговых точек и декриминализации продуктовых баз ждать не стоит. Каждая торговая точка сумела обрасти солидной «крышей», так или иначе приближенной к властям. Куда там до порядка, когда на кону стоит многомиллиардный теневой бизнес…

Рынки снова в цене. Лихие девяностые, а вместе с ними люди с ножами, «смотрящие», крышующие и взяточники в погонах никуда не исчезали. На смену Черкизону и «Лужникам» пришел «Садовод», а часть той «братвы» просто рассредоточилась по другим рынкам. Рынки – это определенный социум со своими кастами и сословиями, со своим распорядком и правилами.

Рай для нелегалов и воров

Так, рынки – это место, которое всегда было раем для нелегалов и воров. Вот только во времена Черкизовского рынка нелегальными в основном были китайцы и вьетнамцы. Но они вели практически отрешенную жизнь, у них был собственный мир, отдельный от москвичей, и он заканчивался длинным высоким забором вокруг Черкизона.

Новые обитатели рынков – таджики, киргизы и узбеки. Днем они пашут за копейки еще усерднее, чем вьетнамцы с китайцами, а вечером их мир соприкасается с миром москвичей. И здесь начинается война. Ведь для этих национальностей с древних времен характерна борьба за честь и достоинство. А кто они здесь? Бесправные рабы и люди второго сорта, ответит большая часть москвичей. И выходят эти нелегалы на улицу, чтобы отстоять свою честь и посмотреть коренным жителям в глаза.

Только понимая, что как бы ни пытались, но своими здесь не станут, начинают жить по правилам своего мира, рыночного, который давно уже перерос из просто криминального в агрессивный. И правят этой агрессией уже наши граждане, с красным паспортом, часто даже с московской пропиской… Но к этому стоит вернуться отдельно.

Вопрос сейчас только в том, почему эта агрессия выходит за пределы прилавков и уходит с рынков в спальные районы. Еще летом все возмущались избиением полицейского на Матвеевском рынке. Рынки на радость москвичам были прочесаны, мигранты отловлены, лагерь для них сделан. Только нелегалами стали вьетнамцы, а таджики и иже с ними отправились обратно на рынки – бизнес не ждет.

История «овощного Черкизона» показывает, кто здесь власть

Показательная пиар-акция перед московскими выборами закончилась полным дежавю через полтора месяца после окончания этих самых выборов. И если таджика еще можно показательно отправить на родину, то выходца с Северного Кавказа домой в Дагестан насильно не увезешь. А именно «наши» держат эти рынки. И это уже рыночная каста «повыше». Конституция позволяет перемещаться по стране где угодно и когда угодно, а вот реально проверить работу рынков на законность не помогают те, кто «крышует» эти рынки и владеет ими. И история овощной базы «Покровская» в Западном Бирюлево, которую нередко называют «овощным Черкизоном», показала москвичам, кому действительно принадлежит этот город и кто в этом городе реальная власть.

После массовых беспорядков, разгрома торгового центра «Бирюза» понаехавшими в район националистами московская власть – та, которая официальная, – начала якобы прислушиваться к мнению местных жителей, но сделать ничего не смогла без указки свыше. Базу, которую местные жители просили закрыть еще с начала 2000-х, все-таки прикрыли. Орудие у властей известное, проверенное – Геннадий Онищенко со своим «Роспотребнадзором».

Официально рынок прикрыли на пять санитарных дней. Видимо, националисты занесли какую-то заразу на один из крупнейших овощных рынков Европы. Впрочем, московские власти вовсю продолжают трубить о закрытии этой базы. Мол, мы закроем, вы только на улицу не выходите и не шумите, разгоните всех. Сергей Собянин многозначительно отмалчивался, пока не поговорил с «самим». Владимир Владимирович, как всегда, ситуацию разрулил: рынок прикрыть, националистов отправить по домам, устроить показательную порку, придумать парочку законопроектов. И это несмотря на дружбу с летчиком-космонавтом Магомедом Толбоевым!

Дружба с Путиным как индульгенция

О том, что Герой России дружит с Путиным, Толбоев рассказывал сам в хамских комментариях российским СМИ. Дело в том, что Толбоев увлекается не только самолетами и драками у метро «Выхино», но и носит звание «почетный президент ЗАО «Новые Черемушки» – именно этой компании принадлежит овощной рынок в Бирюлево. Причем, раздавая комментарии журналистам, Толбоев не был до конца уверен, что эта база к нему относится. То он заявляет: «Я не позволю закрыть базу», то «Бирюлево меня не интересует, вообще не имею отношения». Но при этом в каждом интервью он не уставал напоминать, что Путин – его друг, а полицейские – продажные, что он неоднократно заявлял о мигрантах и на работу их не нанимал… То есть «я не я и лошадь не моя». Но о том, что Толбоев имеет к базе непосредственное отношение, говорят документы и список руководства.

И здесь начинается самое интересное. Овощной рынок контролируют выходцы из Дагестана, сводные братья Алиасхаб Гаджиев и Игорь Исаев. Последний сменил имя и фамилию. Ранее он был известен как Ибрагим Магомедович Гаджиев. Первым об этом отметил почетный президент ЗАО «Новые Черемушки» Толбоев. В одном из интервью он сказал: «Это мой родственник, двоюродный брат. Он – хозяин компании. На самом деле его зовут Ибрагим, а Игорь Михайлович – это так…» Семейный бизнес с братом Алиасхабом и Ибрагимом был достаточно успешным. Если официально оптовая овощная база приносила порядка 500 миллионов рублей прибыли, то неофициальные цифры, похоже, не смогут назвать даже сами владельцы.

Зато их охотно называют журналисты, сравнивая размер прибыли с Черкизовским рынком. Но что такое 500 миллионов прибыли в год для объекта, который занимает 70% московского овощного рынка?.. На то, что прибыль «Покровки» несоизмерима с ее размерами, намекает и тот факт, что из-за передела влияния в этом раю криминала с начала 90-х погибло более 30 авторитетов. Среди них, как поговаривают, и убитый известный в криминальном мире Дед Хасан. Вся борьба шла за нелегальный бизнес «Покровки». Дело в той территории, которая окружала базу и официально была стоянкой для фур. На самом деле основная торговля всегда шла там, именно за этот бизнес полегли криминальные лидеры и представители этнических группировок дагестанцев и азербайджанцев.

Ежедневно там вращались миллионы рублей, поэтому доступ к хлебному месту имели далеко не все желающие. В год такая база приносила десятки миллиардов рублей, все это был черный нал, с которого деньги имели все касты рыночного мира. Вход был только для своих. Из этой кормушки хорошо платили тем, кто «крышевал» рынок и закрывал глаза на царящий беспредел. Иначе его давно бы уже прикрыли. Сначала свои глаза закрыло районное МВД, затем – столичные власти. Кстати, выписка из личного дела компании радужно сообщает о том, что в свое время долю в «Новых Черемушках» в размере 12,6% имело и московское правительство в лице департамента государственного и муниципального имущества. Однако сейчас этот собственник в списке не фигурирует. Вряд ли департамент имел какое-то влияние на деятельность рынков, но зато получал свою долю прибыли. Богатые и счастливые криминальные группировки не чувствовали угрозы, создав вокруг рынка государство в государстве со своей службой безопасности. Им никто не указ, тем более Сергей Собянин, который уже давно пообещал разобраться со столичными рынками.

На Бирюлево свет клином не сошелся

Поговаривают, что когда-то Собянин пытался прийти на овощную базу с инспекцией, точнее, на нелегальную часть этой базы. В итоге мэра попросту не пустила внутрь служба охраны. Мол, «у нас свое начальство, мы на ваших мэров кирпичи клали». Но даже с закрытием «Покровки» рынок никуда не исчезнет. Освободившуюся территорию уже хотят отдать под строительство торгового центра, а у дагестанской семьи Гаджиевых-Исаевых есть еще несколько площадок, где также можно загнать фуры и продолжать зарабатывать. На это, конечно, уйдет время, но игра стоит свеч. И вся эта орава из нелегалов, воров в законе и криминальных авторитетов с Северного Кавказа просто переедет в другой район. Так, у московского правительства даже есть планы по строительству трех крупных оптово-продовольственных объектов в других районах Москвы. Видимо, там, где еще нет настолько негативно настроенных москвичей. Но на их строительство уйдет минимум два года.

На рынок в Бирюлево обратили внимание только сейчас: раньше, видимо, там все было хорошо. Как и на других овощных базах. Их в Москве два десятка наберется. Но схожих по размеру с «Покровкой» всего две – Дмитровский оптовый плодоовощной рынок и Хлебниковская овощная база. И держит эти точки далеко не Иван Иванович Иванов, а выходцы с Кавказа. Например, по официальным данным, арендатор территории под Дмитровским плодоовощным рынком – ООО «Московская транспортная компания». Она была создана в 2004 году и занимается в основном логистикой. Официально земельный участок на Дмитровском шоссе, владение 118-122 занят под диспетчерский пункт с правом реализации сельскохозяйственной продукции и отстоя большегрузного автотранспорта. То есть напоминает точную копию Покровского рынка в Западном Бирюлево. Этот рынок также вызывает нарекания у жителей близлежащих районов. Только дело до бунтов пока еще не доходило. Здесь также есть и официальная торговля и стоянка для фур, с которых торгуют неизвестным товаром из неизвестных областей, а вокруг ошиваются все те же нелегалы.

Имена собственников, которые владеют этой компанией, не раскрываются. Однако еще зимой СМИ выяснили, что Дмитровским овощным рынком вла#деет родственник президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова Тимур Каноков и его партнер Артур Карданов.

Третий крупный овощной рынок, который расположен недалеко от Шереметьево, также контролируется выходцами из Ингушетии. По данным газет, это братья Саит и Михаил Гуцериевы. Последний – тот самый известный олигарх, владелец «Русснефти».

Так что обнаружить в списке владельцев простых людей, понятное дело, нереально. То, что среди них вряд ли можно найти русских бизнесменов, – тоже. Сейчас все рынки, как и летом, прочесывают полицейские наряды. Но уже ясно, что очередная акция принесет лишь временный эффект. Слишком близки «овощные короли» к верхушкам действующих властей…